Руководство кружком в начальных классах

rukovodstvo kruzhkom v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

При руководстве кружком юных мичуринцев следует прежде всего учесть отличие кружковой работы от классной. Работа в кружке, как уже указывалось выше, является добровольной. Видное место в деятельности юных мичуринцев занимают самостоятельные практические работы. Деятельность кружковцев основывается на их интересе, и кружок работает успешно только в том случае, если у юных мичуринцев имеется устойчивый интерес к занятиям.

Поэтому первая и основная задача руководителя — сделать работу в кружке интересной для детей, укрепить и развить их интерес к изучению природы, к практической деятельности в области сельского хозяйства и к сбору природного материала.

У опытных руководителей работа в кружке идёт оживлённо, с применением разнообразных методов. На общекружковых занятиях имеют место рассказы руководителя, беседы, лабораторные работы, доклады самих кружковцев, чтение книг и т. д. Широко применяются экскурсии в природу и сельскохозяйственное производство. Беседы проводятся не только на общекружковых занятиях, но нередко они возникают и вне плана — на участке, во время практических работ, или на экскурсии в связи с необходимостью разрешить возникшие у детей вопросы. Такие «летучие беседы» проходят очень оживлённо.

Наряду с занятиями в кружке организуются и развлечения — прогулки, различные подвижные игры.

Формы занятий в кружке должны быть не только разнообразны, но и гибки, т. е. соответствовать условиям работы и запросам детей.

Большое внимание руководитель должен уделить практическим работам членов кружка. Их надо организовать так, чтобы юные мичуринцы проводили их по возможности самостоятельно. Максимальная самостоятельность детей в работе — одно из основных положений организации и методики работы в кружке.

У детей младшего школьного возраста ещё нет достаточно устойчивого внимания, им трудно проявить длительное трудовое напряжение. Поэтому руководитель, давая самостоятельное задание юным мичуринцам, должен систематически следить за его выполнением, помня, что юный кружковец нуждается во внимании руководителя к своей работе, в поощрении, в подчёркивании успеха в его работе. Когда юные мичуринцы доведут свою работу до конца и получат в результате своей работы материально осязаемые плоды в виде различных овощей, цветов, молодых кроликов и т. п., надо отметить, оформить их достижения. Выставка в конце сельскохозяйственного сезона, со специальным номером стенной газеты, торжественное собрание кружка с приглашением родителей и других гостей — очень поднимают настроение членов кружка и стимулируют их к дальнейшей работе.

Руководитель должен внимательно относиться к практическим работам юных мичуринцев, помогая им овладевать правильными умениями и навыками к работе. Если член кружка не справляется с работой, не умеет её выполнить, он теряет к ней интерес, и, наоборот, — по мере овладения умениями и навыками у него крепнет и развивается интерес к работе. Значительно усиливает интерес детей к занятиям в кружке вовлечение их в общественно-полезную деятельность. Для юннатов начальной школы можно наметить совершенно посильные мероприятия общественно-полезного характера: сбор для заготовительных организаций лекарственных растений, грибов, ягод, сбор семян древесных растений и закладка питомника, составление различных коллекций и таблиц для школы, озеленение классов и других школьных помещений, разбивка цветников около школы, а также около других общественных учреждений, посадка деревьев около школы и на улицах, охрана зелёных насаждений, участие в очистке школьного и колхозного сада от зимних гнёзд боярышницы и златогузки, помощь колхозу в сборе колосьев и других посильных работах по уборке урожая и т. д.

Задача руководителя — направить всю работу юных мичуринцев на изучение природы на основе мичуринского учения.

Руководитель должен приучать юных мичуринцев и к преодолению трудностей, к напряжению сил и воли, к настойчивости в достижении цели, воспитывать серьёзное отношение к труду. Есть работы мало, интересные, например, полка, поливка на пришкольном участке, но они должны быть тоже хорошо выполнены, поскольку от них зависят результаты работы.

Следует отметить, что на отношение детей к работе в кружке большое влияние оказывает проявляемый самим руководителем кружка интерес к изучению природы и к сельскохозяйственной деятельности. Хорошие руководители, как показывает опыт, сами увлекаются исследованием природы и сельским хозяйством и вместе с детьми радуются их успехам и достижениям. Руководитель кружка должен сам овладеть основами мичуринского учения, изучить работы И. В. Мичурина, Т. Д. Лысенко и их последователей с тем, чтобы использовать эти знания для воспитания новых поколений преобразователей природы.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment