Морфологический разбор частей речи начинается во 2 классе. Дети указывают устно в предложениях слова, обозначающие предмет, признаки предметов и действия, подчёркивают их в письменном тексте, ставят к ним устно и письменно вопросы, исходя из смысла предложения; к словам, обозначающим предметы, ставят вопросы: кто ? что ? кого ? чего ? кому? чему? и пр.; к словам, обозначающим признаки предметов, — вопросы: какой? какая? какого? какую ? и пр.; к словам, обозначающим действие, — вопросы: что делает? что делал ? что будет делать? что сделал? и пр.
Упражнения в постановке вопросов к словам развивают мышление детей, заставляют их думать над значением слов; кроме того, постановка вопросов к словам, обозначающим предметы, поможет детям в 3 классе различать падежи существительных. Постановка вопросов к словам, обозначающим признаки предметов, как указывалось выше, поможет правильно писать окончания этих слов (какого ? — доброго; какую ? — добрую), подготовит к правильному письму окончаний прилагательных в 4 классе. Упражнение в постановке вопросов к словам, обозначающим действие, подготовит учащихся к различению времён глагола (что делает? — пишет — это сейчас; что д елал ? — писал — это было; что будет д е – лать ? — будет писать — это будет потом).
Дети придумывают слова той или иной грамматической категории, составляют с ними предложения, подбирают к словам, обозначающим предмет, слова, обозначающие его признаки или действия: Яблоко большое, круглое, душистое, сладкое. Птица летает, поёт, клюёт, вьёт гнездо, выводит птенцов. Учитель следит за правильностью согласования слов в роде и числе.
В 3 классе учащиеся при устном разборе членов предложения указывают, какою частью речи они выражены: — существительным, прилагательным, глаголом, местоимением, и разбирают их форму; в существительном и прилагательном указывают род, число, падеж; в глаголе — время, лицо и число (в прошедшем времени — число и род); придумывают свои примеры с разными формами существительных, прилагательных, глаголов. Предлагается, например, придумать два предложения так, чтобы слова в поле (или другие) в одном предложении стояли в винительном падеже, а в другом — в предложном; или придумать два предложения так, чтобы в одном предложении было слово яблоко в именительном падеже, а в другом — в винительном, и пр.
Письменный грамматический разбор частей речи можно проводить по- разному:
1) Дети подчёркивают или выписывают ту или иную форму слова.
2) Выписывают из какого-либо хорошо известного им текста в табличку все имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги. Например, так:
3) Размещают слова той или иной грамматической категории по рубрикам готовой таблицы. Например, при разборе существительных в предложении Старик ловил неводом рыбу дети могут разнести их по следующей схеме:
При разборе глаголов в тексте —
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости;
Он их кормит и поит
И ответ держать велит.
«Чем вы, гости, торг ведёте, И куда теперь плывёте?»,
может быть дана такая таблица:
При полном письменном грамматическом разборе дети или пишут слова столбиком и против каждого из них обозначают его форму или размещают
слова предложения по схеме. Например, разбор предложения По дороге столбовой едет парень молодой может быть записан следующим образом:
По – предлог.
(по) дороге – сущ., жен. р, ед. ч., дат. пад., втор. чл. предложения. столбовой – прил., жен. р., ед. ч., дат. пад., втор. чл. предложения.
едет – глагол., наст. вр., 3-го л., ед. ч., сказуемое.
парень – сущ., муж. р., ед. ч., им. пад., подлежащее.
молодой – прил., муж. р., ед. ч., им. пад., втор. чл. предложения.
Или:
Эти примеры могут быть взяты для разбора только в том случае, если «Сказка о царе Салтане» и «Генерал Топтыгин» уже прочитаны детьми и разобраны.
В 4 классе количество грамматических форм, в которых дети должны разбираться, значительно расширяется, но формы грамматического разбора остаются те же, что и в 3 классе.
При разборе прилагательных особенное внимание следует обращать на то, чтобы дети разбирали их вместе с существительными и устанавливали зависимость формы прилагательного от существительного, к которому оно относится, правильно ставили вопросы от существительного к прилагательному. Например: Песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. Какую песню запел жаворонок? Раннюю песню. Како й жаворонок запел? Звонкий жаворонок.
При разборе глаголов учащиеся 4 класса указывают время, лицо и число глагола (в прошедшем времени — род), отличают повелительную и неопределённую формы от других форм глагола, указывают значение повелительной формы в данном предложении (приказание, просьбу, призыв, предупреждение и пр.), образуют различные формы глагола, составляют с ними предложения, преобразовывают предложения с одной формой глагола в предложения с другими формами.
Разбирая наречия, дети должны найти слово, к которому данное наречие относится, указать его значение (время, место, образ действия); составить свои предложения с наречиями; отличить наречия от имён существительных, например: Вверху (где?), в небе звенит песня птички.
Встречаясь в разборе с предлогом, учащиеся указывают, к какому существительному он относится, а также падеж этого существительного; составляют предложения с предлогами. При разборе союза дети должны указать, что связывает союз: однородные члены (какие именно) или предложения, входящие в состав сложного целого. Дети придумывают примеры того и другого употребления союзов.
Упражнения в разборе частей слова начинаются уже во 2 классе и продолжаются во всех последующих классах начальной школы.
Умение различать части слова (окончание, корень, приставку, суффикс) и понимать их значение является важнейшим средством для понимания смысла слова в целом. На уроках чтения учителя часто прибегают к выделению в слове корня и к подбору родственных слов, что помогает детям понять значение слова. Понимание значения корня, приставок и суффиксов облегчает ученику правильный выбор слов при изложении и сочинении. Умение различать части слова играет важную роль и в обучении правописанию гласных и согласных в корнях, окончаниях, приставках и суффиксах.
Во 2 классе учащиеся выделяют в словах только корень и приставку, легко поддающиеся расчленению; выписывают из текста однокоренные слова; подчёркивают их в написанном тексте; придумывают к слову однокоренные слова; объясняют значение однокоренных слов, имеющих разные приставки (влетел, вылетел, прилетел, улетел); составляют с ними предложения. Умение выделять приставки имеет большое значение для правописания безударных гласных в корне слова, потому что, не отличая приставок от корней, дети часто принимают приставку за корень и подыскивают к ней «однокоренные» слова, что, конечно, ведёт к ошибкам при письме.
В 3 классе учащиеся упражняются в различении всех частей слова: корня, приставки, суффикса и окончания. При анализе состава слов выясняется значение некоторых приставок и суффиксов, например, уменьшительное и ласкательное значение суффиксов ик, ек, очк, ечк, ушк и пр. Умение сразу отличать окончание от других частей слова нужно учащимся для правильного написания безударных падежных окончаний существительных. Различение корней в сложных словах помогает пониманию значения сложного слова и правописанию его.
В 4 классе учащиеся упражняются в распознавании корня в словах более далёких по значению: много — умножение, страна — пространство, мог — могучий, могущество. При подборе однокоренных слов подыскиваются различные части речи: свет, светлый, светлее, светло, светить, с разными приставками и суффиксами, с чередующимися согласными: свет, свеча, освещение, рассвет, просвет, просвещение, светило, светляк, засветить, просвечивать и т. п. Умение быстро различать приставки раз, воз, низ и др., под, над, от и др., а также суффиксы ик, ек, очк, ечк, ушк имеет большое значение для правильного их написания; выделение же окончания нужно для правильного написания падежных окончаний прилагательных и личных окончаний глаголов.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова