Младшие школьники даже и в том случае, когда они ещё полностью не осознают необходимости тех или других требований учителя, охотно выполняют их, подчиняясь его авторитету.
основное в жизни людей — труд; для успеха в труде нужна дисциплина — строгое соблюдение установленного порядка, честное выполнение своих обязанностей;
учиться хорошо и отлично — первый долг и обязанность каждого учащегося перед своей родиной; для успешного ученья необходима дисциплина, выполнение учащимися установленных правил поведения, учебных обязанностей;
учащиеся советской школы бережно относятся к общественной собственности, к школьному имуществу, к личному имуществу граждан;
организованность и дисциплина характеризуют всё поведение советских граждан — на работе, в семье, в общественной жизни; учащиеся советской школы также стремятся к культурному поведению как в школе, так и вне её.
Естественно, что эти общие понятия включают в себя ряд более частных и должны разъясняться с учётом возраста детей того или другого класса начальной школы на доступном им конкретном и ярком материале.
В учебных книгах для чтения немало статей, которые дают учителю возможность активного воздействия на чувства и сознание детей. Чтение статей и беседы по прочитанному помогают формировать у детей необходимые нравственные представления и дисциплинированное поведение.
На уроках истории дети осознают, какую роль играли сплочённость и дисциплина рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии в Великой Октябрьской социалистической революции, в борьбе против интервентов и контрреволюции в годы гражданской войны. Изучая яркие картины истории своей родины, дети убеждаются в исключительном значении сознательной дисциплины миллионов трудящихся нашей страны, руководимых партией Ленина — Сталина, для построения социалистического общества, для победы в Великой Отечественной войне советского народа над гитлеровской Германией и империалистической Японией. Изучение истории поможет учащимся понять особенности социалистической общественной дисциплины — «дисциплины товарищеской, дисциплины всяческого уважения, дисциплины самостоятельности и инициативы в борьбе» (Л е н ин), её преимущества перед дисциплиной буржуазного общества — дисциплиной муштры, угнетения и закабаления трудящихся.
Если учитель начинает урок, не обращая внимания на то, что дети ещё не успокоились, не приготовили учебники, тетради, письменные принадлежности, то, как правило, с первых же минут урока нарушается нормальный порядок. Когда же это входит в систему, то дети неизбежно приучаются к нарушению учебной дисциплины. Между тем следует в первые же дни занятий в школе приучить детей входить в класс точно по звонку, сейчас же готовить к уроку необходимые учебные принадлежности, а с появлением в классе учителя немедленно приступать к работе. Организованное начало урока зависит также от умения учителя сразу же овладевать вниманием детей.
Большое значение имеет и правильная организация проверки выполнения домашних заданий и опроса учащихся. Если учитель, проверяя выполнение домашнего задания или спрашивая ученика, оставляет класс вне своего внимания, не привлекает его к конкретному делу, то класс теряет деловое настроение и сейчас же начинаются нарушения дисциплины. Ученики должны знать (убедившись в этом на практике), что они в любой момент могут быть спрошены учителем и что им всегда следует быть наготове. С точки зрения дисциплины важна и сама методика спрашивания. Педагогический опыт показывает, что для обеспечения устойчивого внимания всех учащихся при спрашивании следует сначала сформулировать вопрос, направляя его всему классу, а затем уже вызывать для ответа отдельного ученика.
При сообщении учителем нового материала основным источником внимания, а следовательно, и дисциплинированности учащихся, на уроке является интерес, вызванный содержанием урока. Но не всякий материал сам по себе может заинтересовать учащихся. Поэтому надо приучить детей быть внимательными и в том случае, если урок по своему содержанию не вызывает непосредственного интереса.
При изложении нового материала учителю необходимо помнить, что дети младших классов не в состоянии долго удерживать внимание на одном и том же материале — они быстро утомляются. В этом случае особенно важно чередование на уроке различных методов и приёмов работы.
Организуя самостоятельную классную и домашнюю работу учащихся, в целях предупреждения поводов к нарушению дисциплины на уроке, надо обстоятельно разъяснить учащимся содержание и порядок работы, проверить, есть ли у них учебные принадлежности, необходимые для выполнения задания, и т. д. Совершенно необходимо систематически проверять выполнение учениками домашних заданий, так как отсутствие или ослабление контроля в учебной работе подрывает основы школьной дисциплины.
При одновременной работе учителя с двумя классами состояние дисциплины на уроке находится в зависимости от организации самостоятельной работы детей и её умелого чередования с непосредственными занятиями учителя с детьми.
Правильно поступают те учителя, которые со всей настойчивостью требуют от учеников продолжения работы до тех пор, пока учитель не скажет, что урок окончен.
Внеклассная и внешкольная работа своим содержанием также должна способствовать усвоению учащимися норм и требований дисциплины: чёткой организацией деятельности детей во внеучебное время вырабатывается определённый круг навыков и привычек поведения в коллективе. Разумно направляя внешкольные интересы детей, организуя их досуг и отдых, школа не оставляет места бездельному времяпровождению учащихся, являющемуся источником их недисциплинированности, ограждает детей от возможных чуждых влияний, приучает к организованному общественно-полезному труду.
Следует подчеркнуть особую роль детского коллектива в укреплении сознательной дисциплины.
Н. К. Крупская говорила, что в отличие от буржуазной школы, которая воспитывает у детей индивидуализм, эгоизм, — советская школа должна воспитывать учащихся в духе подчинения личных интересов общественному благу, готовности помогать друг другу и отдавать свои силы на общее дело. В коллективе воспитывается важное качество нового человека — чувство ответственности каждого за работу всего коллектива (класса, пионерского отряда, звена), а также ответственность коллектива за каждого его члена. В коллективе ребёнок приучается жить по правилу: один за всех, все за одного.
А. С. Макаренко считал, что в воспитании вообще и в воспитании дисциплинированности в особенности важно обеспечить взаимодействие педагога с коллективом воспитанников, а не просто только с отдельными воспитанниками. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать своё руководство с определёнными правами коллектива.
В этих целях педагог должен уметь так направлять коллектив, чтобы воля педагога и воля коллектива были едиными.
Созданию единого, сплочённого коллектива способствует разнообразная совместная деятельность воспитанников, в процессе которой воспитываются такие черты нового человека, как уважение ко всякому труду, готовность выполнять свои обязанности, руководствуясь чувством долга и ответственности перед коллективом и т. д. Учащихся объединяет общее стремление — отлично учиться, активно участвовать в общественной работе, разумно проводить свой досуг.
Учитель повседневно и систематически укрепляет и воспитывает детский коллектив, устанавливая правильные взаимоотношения в нём, используя своё влияние и влияние товарищеского коллектива на отдельных учащихся.
Некоторые опытные учителя уже в 1 и 2 классах практикуют поручение детям отдельных заданий через коллектив. Детский (классный) коллектив сам выдвигает организаторов настольных игр, заведующего классной библиотечкой, дежурного по уходу за уголком живой природы и т. п. Такие общественные задания приучают детей к работе на общую пользу. Большую роль в сплочении детского коллектива играют классные собрания. «Положение об ученических организациях в школе» предусматривает, начиная с 3 класса, систематическое проведение общеклассных собраний учащихся для обсуждения вопросов улучшения работы класса и отдельных учащихся. При правильной организации классные собрания сближают детей, вооружают их сознанием силы коллектива, объединяют вокруг общих дел, прививают навыки совместного решения общих вопросов жизни коллектива, воспитывают чувство ответственности перед коллективом и за коллектив, чувство дружбы и товарищества.
Работа пионерской организации, основанная на всемерном развитии инициативы, активности и самодеятельности пионеров, способствует укреплению дисциплины учащихся, так как она удовлетворяет многообразные запросы детей, заполняя интересным содержанием их досуг и отдых.
Коллектив звена или отряда в нужных случаях воздействует на отдельных пионеров, нарушающих дисциплину.
Активная помощь учителей вожатым в планировании пионерской работы, в проведении сборов, организации экскурсий, прогулок, в налаживании деятельности различных кружков, в проведении общественной работы пионеров и т. п. обеспечит согласованность и высокие результаты совместной работы школы и пионерской организации по борьбе за успеваемость и сознательную дисциплину детей.
У б ежд е ни е является важнейшим методом воспитания сознательной дисциплины учащихся. Одним из приёмов убеждения служит разъяснение. Предметом разъяснения должны быть прежде всего нормы поведения, сформулированные в «Правилах для учащихся».
Конкретность, образность, доступность разъяснения — важнейшие методические требования. В одной из школ учитель разъяснил учащимся 4 класса правило «Быть внимательным, предупредительным к старикам, маленьким детям, слабым, больным; уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь», используя прочитанные детьми рассказы «Дети подземелья», «Слепой музыкант» Короленко, «Комната на чердаке» Ванды Василевской, «Бабка» Осеевой. Учитель провёл с детьми ряд бесед о хороших и дурных поступках детей. Затем на эту же тему дети подготовили свои рассказы. При подготовке рассказов, кроме прочитанной литературы, было использовано несколько примеров из повседневной жизни самих учащихся. Наконец, под руководством учителя был составлен плакат, в котором были собраны иллюстрации, детские заметки, указан список рекомендуемой литературы, и среди всего материала ярко выделялись слова из стихотворения поэта В. Лебедева-Кумача: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт».
Учащиеся горячо обсуждали поступки героев. При помощи доступных детям литературных образов учитель воздействовал на сознание и чувство своих воспитанников. Беседа по прочитанному, умело направляемая учителем, способствовала тому, что дети усвоили одно из основных правил культурного поведения.
При разъяснении других требований к поведению учащихся можно использовать литературные произведения, в которых рассказывается, как учились великие вожди Ленин и Сталин, как добивались знаний Ломоносов и Горький, какое значение придаётся народному образованию в нашей стране.
Для разъяснения требований дисциплины чрезвычайно важно использовать конкретные факты школьной жизни. Так, увидев залитую чернилами парту, учительница одной школы рассказала первоклассницам о том, сколько людей трудилось над созданием этой парты: одни заготовляли древесину, другие обрабатывали её на лесопильных заводах, третьи делали парту на мебельной фабрике и т. д. Дети выслушали этот рассказ с большим вниманием и попросили рассказать им, из чего и как делаются тетради, книги, карандаши.
В результате проведённых бесед дети стали относиться к школьному имуществу, как заботливые хозяева.
Наставление довольно распространённый способ воздействия на ученика. Но частые наставления, делаемые по всякому поводу, как показывает опыт, не достигают цели.
В младшем школьном возрасте наставления должны применяться чаще, ибо дети забывчивы, а их личный опыт недостаточен. Но наставление не должно превращаться в нотации с их назойливостью и придирчивостью.
Требование, выраженное в категорической повелительной форме, — есть приказание .
Приказание и запрещение — исключительно острые формы выражения требования учителя и при неумелом их применении они могут привести к отрицательным результатам.
Приказание должно носить категорический характер, быть определённым и точным. Ученик должен ясно представлять, что требует от него учитель, какой характер действий для него обязателен. В противном случае приказание будет не выполнено или выполнено неточно и даже неправильно.
Неясность приказания может вызвать у учащегося сомнение в необходимости его выполнения.
Краткость приказания способствует его определённости, предупреждает разноречивые толкования его. Кроме того, краткость приказания обеспечивает лучшее запоминание его ребёнком, а следовательно, и выполнение.
Выполнение приказания, должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком большого напряжения. Непосильность приказания подрывает его основу — безоговорочность выполнения, что совершенно недопустимо в воспитательном отношении, так как приводит к непослушанию.
Приказание должно отличаться последовательностью, т. е. не противоречить ранее отданному приказанию данного учителя, а также и других учителей или руководителей школы.
Тон приказания должен быть твёрдым и серьёзным. Этим достигается нужный авторитет приказания.
Недопустима излишняя расточительность в раздаче приказаний и запрещений. Этим ослабляется их сила, действенность.
Приказание является не только средством направления поведения ученика, но и важным орудием формирования его сознания, убеждений, определяющих всё его поведение.
По своему характеру к пожеланию примыкает и с о в ет , когда учитель рекомендует ученику определённый способ поведения.
Требование учителя может быть выражено также в виде пр о с ь б ы , обращённой к ученику. Ребёнку как бы самому предоставляется возможность выбора поведения в данном конкретном случае. Часто ребёнок не воспринимает требований в прямой форме приказания, но охотно выполняет их, если они выражены в виде просьбы.
Выработка навыков организованного поведения начинается с первых же дней пребывания ребёнка в школе и продолжается в течение всех лет его обучения. Естественно, что в младших классах детям прививаются наиболее элементарные навыки дисциплины; по мере же роста интеллектуальных и физических сил учащихся навыки соответственно усложняются и совершенствуются.
Лучшие учителя страны применяют продуманную методику воспитания навыков дисциплины. В доступной данному возрасту форме они доводят до сознания учащихся целесообразность и необходимость данного навыка; заинтересовывают учащихся в приобретении этого навыка; разъясняют и показывают содержание навыка (например, показывают, как нужно сидеть за партой, вставать для ответа и т. п.); систематически упражняют учащихся в определённых навыках; повседневно контролируют выполнение учащимися установленного школой порядка на уроке, в перемену, вне школы.
В воспитании навыков культурного поведения нет мелочей. Только внимательное отношение учителя ко всем мелочам может обеспечить необходимую эффективность воспитания культурных навыков у ребёнка.
Например: выходя к доске, ученик задел рукой книгу, лежавшую на соседней парте. Книга падает. Учитель говорит: «Подними книгу, вернись на своё место, а потом пройди спокойно, ничего не задевая».
Исключительное значение имеют различные виды поощрения культурного поведения детей.
«Девочки, — говорит учительница, обращаясь к ученицам 1 класса, — наблюдая за вами, я заметила, как одна из вас попросила у соседки разрешения пользоваться её чернилами, а другая попросила у меня позволения взять со стола чучело птички, чтобы ближе рассмотреть его. Как это вежливо, культурно!»
Смущённые и улыбающиеся от похвалы лица покажут всему классу, кто были эти хорошие девочки.
В каком виде следует являться ученику в школу. Ученик должен: «являться в школу чистым, причёсанным, опрятно одетым» (§ 6)… «В порядке содержать свою одежду, обувь»… (из § 18). Учитель систематически следит за тем, чтобы эти правила выполнялись точно. Он должен добиться того, чтобы каждый ученик приходил в школу чистым, с чистыми руками, шеей, лицом. На руках ногти должны быть коротко обрезаны, голова причёсана. Мальчики должны стричься не реже чем один раз в месяц; девочки должны быть с заплетёнными косами или с аккуратно подобранными волосами. Не следует разрешать девочкам приходить в школу с распущенными волосами. Не следует допускать, чтобы учащиеся в классе сидели в головных уборах; в платках, в шапочках, в косынках, в чепчиках, шарфиках.
Книга и тетрадь — наиболее часто употребляемые учебные пособия. Воспитывать любовь к книге и бережное к ней отношение следует с первого момента выдачи ученику первой книги и тетради. Следует научить детей правильно и красиво обёртывать книги. На обёртке наклеивать этикетку, на которой пишутся фамилия и имя того ученика, кому принадлежит книга, и название книги. Учить делать закладку для книги и пользоваться ею. Показать, как следует класть книгу в сумку так, чтобы она не смялась.
Необходимо учить детей правильному обращению с книгой: как держать книгу, не перегибать её пополам, класть на стол аккуратно раскрытой перед собой, как перелистывать (перелистывая книгу, надо приподнимать средним пальцем верхний правый угол страницы). Не разрешать на книгах и в книгах делать помарки и надписи, слюнявить пальцы и мусолить углы книг.
Следует научить детей делать из плотной бумаги папку для тетрадей. Учить вкладывать тетрадь в эту папку так, чтобы углы тетрадей не мялись (обрезом внутрь папки). Не разрешать: вырывать листы из тетради, начинать новую тетрадь, если не закончена старая.
Каждую субботу необходимо проверять состояние учебных принадлежностей, делая указания по устранению недочётов и давая оценку состоянию учебных пособий.
Когда аккуратное и бережное отношение к вещам станет у учащихся привычкой, просмотр можно делать реже.
Для того чтобы воспитать у детей привычку заранее готовить всё необходимое для урока, надо приучить их вести подготовку как ко всему учебному дню, так и к каждому уроку.
Для этого можно рекомендовать следующий порядок: приходя в класс, ученик должен вынуть из сумки все учебные принадлежности; затем пустую сумку положить в парту; в парте, поверх сумки, разложить налево все книги, направо — папку с тетрадями, в середине — пенал. Такой порядок экономит время в подготовке ученика к каждому уроку; даёт ему возможность быстро достать требуемую вещь, а учителю позволяет обнаружить принесённые детьми предметы, не относящиеся к учебным занятиям.
Как следует ученику готовиться к уроку. Для воспитания такой ценной привычки, как подготовка к уроку, надо с 1 класса учить детей готовить всё необходимое к предстоящему уроку и убирать, с парты всё ненужное. Учитель должен заканчивать занятия за две-три минуты до звонка и в конце урока, пока дети не умеют ещё читать, сообщать, какой будет следующий урок. И это надо делать изо дня в день, пока учащиеся без напоминания не будут убирать ненужные учебные принадлежности и доставать необходимые для данного урока. Позже, когда дети научатся читать, надо вывесить в классе расписание уроков этого класса. Следует строго придерживаться расписания, а в случае перестановки занятий, своевременно сообщать об этом детям, чтобы не вызывать беспорядка («а мы готовились не к этому уроку!») и не разрушать создавшихся у учащихся привычек.
Приучать учащихся поддерживать чистоту и порядок в классе и в школе . «Содержать в чистоте и порядке своё место в классе» (§ 6). Чистота и порядок — залог хорошей дисциплины и успешных учебных занятий. Каждый учитель, приучая детей к порядку и чистоте, должен сам выработать привычку заканчивать урок вовремя, чтобы дать возможность ученикам привести в порядок своп учебные принадлежности и хорошо проветрить классное помещение. Учитель не должен начинать урока, если в классе беспорядок; грязная доска, криво повешенные наглядные пособия, бумажки на полу и т. п. Учитель должен уметь быстро устранять беспорядок в классе, привлекая к этому учеников.
Ежедневно, перед уходом домой, дети должны приводить в полный порядок парты, столы с пособиями, учебные принадлежности и весь класс. Сама школа должна быть образцом чистоты и порядка: оконные и дверные стёкла протираться каждый день, уборка производиться влажным способом, классы и коридоры хорошо проветриваться. На стенах не должно быть ничего лишнего.
Как сидеть во время ур ока. «Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не разговаривать и не заниматься посторонними делами» (§ 8). Для того чтобы достичь правильной посадки во время занятий, надо в первые же дни пребывания учащихся в школе показать им, как надо правильно сидеть, и затем систематически проверять выполнение указаний. На занятиях по охране здоровья вопрос правильной посадки учащихся выделяется из общего цикла вопросов по охране здоровья.
Во время занятий не следует разрешать учащимся делать ненужные движения руками (теребить волосы, бесцельно вертеть в руках какой-либо предмет, ковырять в носу, в ушах, кусать ногти и т. п.), а тем более движения ногами.
Воспитывая правильную и здоровую позу ученика при работе, учитель должен обеспечить правильный подбор парт для детей. При правильной посадке корпус находится в равновесии, активная работа мышц незначительна, органы грудной и брюшной полостей не стеснены и глаза находятся на должном расстоянии от предметов работы.
Учителю необходимо помнить, что спинные и шейные мышцы, поддерживающие туловище и голову от наклона вперёд у детей младшего школьного возраста быстро устают. Поэтому заниматься без перерыва весь урок чтением или письмом в младших классах нельзя; время для письма и чтения в этих классах должно продолжаться не более 10 минут. В перерывах между чтением или письмом нужно давать учащимся возможность свободно откинуться назад, встать с места, немного подвигаться.
В ход и выход из класса . «Немедленно после звонка входить в класс и занимать своё место» (§ 7). Надо приучать учащихся входить в класс и выходить из него организованно и спокойно. Организованно входить в класс — это значит экономить время, и по-рабочему, по-деловому настроиться для занятий. Дети должны спокойно, не толкаясь, не болтая, направляться к своим местам.
Покидать класс дети могут только после слов учителя: «Идите на перемену», или: «Можно идти», или: «Урок окончился, можете идти». Нельзя позволять учащимся вставать с мест до разрешения учителя.
Надо приучать детей спокойно, без крика и шума, выходить из класса. «Входить в класс и выходить из класса во время урока только с разрешения учителя» (§ 7).
Не следует препятствовать выходить из класса во время урока, если это кому- либо потребуется. Но необходимо постепенно приучать детей, делать всё в своё время . В первый же день по приходе детей в школу объяснить им значение перемен; перед тем, как выпускать детей на перемену, напоминать им, чтобы с их стороны всё было предусмотрено, объяснив учащимся, что выход из класса во время урока мешает общей работе.
Когда и как поднимать руку. «При желании ответить или задать учителю вопрос — поднимать руку» (§ 10). Детей следует приучать поднимать правую руку, поставив её на локоть перед собой. Руку можно поднимать: в ответ на вопрос учителя, заданный всему классу, при обращении ученика к учителю с вопросом или за помощью. Необходимо внушать детям, что поднимать руку, когда говорит учитель или товарищ, так же невежливо, как и прерывать говорящего.
При вызове к доске надо приучать детей вставать, выходить из-за стола и затем после ответа садиться на место бесшумно. Идти к доске следует спокойно и неслышно, не размахивая руками, не задевая парт, не хватаясь за них руками, не переваливаясь, не шаркая, не топая ногами.
Если во время письменных работ учитель подошёл к парте ученика и потребовал показать тетрадь, ученик должен положить ручку, встать, правой рукой взять за середину верхнего края тетради и подать так, чтобы учителю можно было сразу читать. Пока учитель читает написанное в тетради, ученик должен стоять, левая рука должна быть опущена.
Как должен держаться ученик при ответах . Нужно внушать ученикам, что при ответе преподавателю и при разговоре со старшими следует стоять прямо, опустив руки вдоль тела, не прислоняясь к стене или доске, не облокачиваясь на парту или стол учителя. Отвечать следует спокойно, смотря на того, кому отвечаешь. Речь должна быть ясной и отчётливой; жестикулировать или раскачиваться при ответах и разговоре нельзя. Прерывать говорящего и обращаться к нему, прежде чем он окончит свою речь, невежливо. Руки в карманах держать не следует. Садиться на место можно только с разрешения учителя.
Как должны учащиеся вести себя по отношению к старшим и товарищам . «Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы» (§ 12). «Быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах» (§ 13). «Быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким ,
детям, слабым, больным: уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь» (§ 16).
Необходимо приучать учащихся при входе в школу или квартиру обязательно снимать головной убор. Приучать просить предварительное разрешение, когда ученику надо войти в чужой класс, в чужую комнату, в учительскую, в кабинет и помещение, где находятся старшие, советуя учащимся предварительно постучать и только дождавшись ответа, открывать дверь со словами; «Можно войти?» или «Разрешите войти?» Приучать тихо входить в комнату, где находятся старшие, благодарить за выполнение просьбы, за полученную вещь, за похвалу.
Объяснить учащимся, что неприлично при приветствии подавать старшим руку первым: руку можно дать только тогда, когда старший протянул руку первый. Неприлично перебивать старших, когда они разговаривают: встав в стороне, надо подождать, когда взрослые закончат разговор или обратятся к ученику.
Надо учить детей, начиная с 1 класса, всегда и везде уступать место старшим и маленьким, приучать учащихся пропускать впереди себя взрослого человека, поднимать оброненные кем-нибудь вещи, вежливо возвращать их обронившему.
«При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса — приветствовать их, вставая с места» (§ 9). Надо приучать детей при входе в класс старших вставать спокойно, не толкая соседей, не производя шума. Стоять прямо, опустив руки вдоль тела. Садиться не раньше, как получат приглашение сесть.
«Не употреблять бранных и грубых выражений» (§ 14). Приучая детей к вежливому обращению в школе и дома, необходимо обращать внимание на тон, на слова и выражения учащихся. Запрещать называть друг друга прозвищами или грубыми именами: Галька, Сашка, Васька, вместо: Галя, Саша, Вася. Приучать к словам вежливости: «спасибо», «будьте добры», «пожалуйста», «благодарю вас» и др.
Следует объяснять детям, что неприлично на улице и в общественных местах громко смеяться и громко разговаривать.
Если школа стремится воспитать у ребёнка дисциплинированность и организованность, приучить его к порядку и культуре, то, естественно, она должна в первую очередь позаботиться о том, чтобы в окружающей обстановке, во всём режиме и распорядке школы он мог видеть только положительные примеры.
Заведующие и учителя передовых школ усвоили это правило и уделяют большое внимание вопросам внешнего порядка и режима, добиваясь благодаря этому хороших результатов в воспитании дисциплины.
В таких школах продумана каждая деталь оборудования и оформления школьного здания, классных помещений, чётко регламентирован порядок учебного труда и отдыха детей, имеется плановость и определённая система в организации всей жизни учащихся.
Воспитывая у учащихся положительные навыки и привычки дисциплины, учителя не могут не вести борьбы с плохими привычками, противоречащими требованиям сознательной дисциплины. Борьба с плохими привычками должна идти в следующих направлениях: воспитание самоконтроля (особенно в старшем возрасте), т. е. умения следить за своим поведением; вытеснение плохих привычек хорошими (например, грубости — вежливостью); систематический контроль за поведением ученика со стороны школы и семьи; привлечение детского коллектива (общественного мнения) к борьбе против плохих привычек, проявляемых отдельными учащимися.
Исключительно ценные указания о способах искоренения у детей вредных привычек мы находим у К. Д. Ушинского.
«По самому своему свойству, — говорит Ушинский, — привычка искореняется или от недостатка пищи, т. е. от прекращения тех действий, к которым вела привычка, или — другой же противоположной привычкой. Приняв в расчёт врождённую детям потребность беспрестанной деятельности, должно употреблять при искоренении привычек оба эти средства разом, т. е. по возможности удалять всякий повод к действиям, происходящим от вредной привычки, и в то же время направлять деятельность дитяти в другую сторону. Если же мы, искореняя привычку, не дадим в то же время деятельности ребёнку, то ребёнок поневоле будет действовать по- старому» .
Далее Ушинский указывает, что при искоренении плохой привычки следует выяснить, отчего она произошла, и действовать против причины, а не против последствий.
На борьбу с недисциплинированностью учащихся должна быть направлена вся система педагогического воздействия, в том числе поощрение и наказание.
В буржуазной школе при поощрениях и наградах учителя исходят из противопоставления отдельных учащихся коллективу, сознательно способствуя развитию взаимной конкуренции и соперничества среди учащихся.
Наказания в буржуазной школе также носят на себе печать господствующей идеологии: они рассчитаны прежде всего на воспитание слепого повиновения, в духе буржуазной законности и правопорядка.
В советской школе поощрение и наказание основаны на уважении к личности ребёнка и направлены на воспитание в нём чувства человеческого достоинства. Именно этим и мотивируется сочетание заботливости и требовательности к ребёнку, выраженное в замечательных словах А. С. Макаренко:
«Как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему».
Воспитательное значение по ощр ений заключается в том, что учитель, давая положительную оценку поведения ученика, усиливает тем самым его сознательное стремление к выполнению требований дисциплины.
В практику школ введены следующие меры поощрения учащихся: похвала учителя, награда и похвальная грамота, выдаваемые заведующим или директором школы. Первичной формой поощрения является одобрение успехов и хорошего поведения ученика.
Одобрение может быть выражено в одобрительном жесте учителя, улыбке, отражающей его удовлетворение поведением ученика в классе, положительном отзыве о работе и поведении ученика перед классом, родителями и т. п.
Иногда очень важно подбодрить ученика, который ещё не добился полного успеха в учёбе и дисциплине, но стремится к этому, прилагает определённые усилия в этом направлении.
Выражение доверия ученику (поручение, заявление учителя о том, что данный ученик не может поступить плохо, и т. п.) является также формой поощрения ученика.
Наиболее распространённой формой поощрения является похв ала . Значение похвалы возрастает, если она высказывается в присутствии класса, на школьном собрании. Похвала, сопровождаемая премированием (книгой, билетом в театр и т. п.), — есть награда.
В начальной школе высшей формой поощрения является похвальная грамота.
Поощрения могут применяться не только по отношению к отдельным ученикам, но и к коллективу учащихся (классу, кружку, группе учащихся, выполнивших то или другое поручение).
Поощрение коллектива может быть выражено в форме: одобрения со стороны учителя (заведующего школой), положительной оценки со стороны педагогического совета, благодарности заведующего в форме премирования класса, кружка (ценными подарками, билетами в театр, участием в экскурсии и т. п.).
Поощрение — очень эффективное средство воспитательного воздействия на учащихся. Но при неумелом его применении оно может дать результат, обратный предполагаемому.
Поощрение должно быть заслуженным, т. е. отвечать действительному поведению поощряемого.
Незаслуженное поощрение дискредитирует учителя и превращает похвалу и награду из положительного воспитательного фактора в отрицательный, сеет недоверие к действиям учителя и рознь в детском коллективе.
Поощрение, вызывая у ученика чувство собственного достоинства, должно стимулировать у него стремление своими успехами поднять честь коллектива класса, школы.
Недооценка роли поощрений так же вредна, как и захваливание детей.
Рассматривая убеждение и приучение, как основные методы воспитания сознательной дисциплины, школа и учитель могут и должны в необходимых случаях принуждать ученика к выполнению правил и норм поведения, в том числе и путём н аказ ани й .
Установлены следующие меры наказания учащихся: замечание учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать (у парты, классной доски или стола учителя, у двери), удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на заседание педагогического совета, исключение из школы, направление в школу с особым режимом.
Наказание само по себе, в отрыве от всей системы воспитательных мер, не может заставить виновного осознать, что он поступил плохо. Наказание имеет воспитательное значение лишь в том случае, если оно базируется на определённом уровне моральных качеств, нравственных понятий и представлений у наказуемого, на авторитете учителя и силе детского коллектива. Этим и объясняется, что одна и та же мера наказания в руках авторитетного учителя достигает своей цели, а у другого эта же мера даёт противоположные ожидаемым результаты.
При применении наказаний следует помнить слова М. И. Калинина о том, что «учителю необходима естественность и честность в разрешении всех вопросов, в особенности в разрешении различных детских дел, в вопросах о наказаниях и т. д. Предположим, мальчик разбил стекло или обидел девочку, или девочка — мальчика. Тут нужно исходить не только из самого факта, как такового, но учитывать, как подействует на детскую психологию то или иное решение этого вопроса. Это нужно безусловно» .
Педагогический такт учителя, т. е. умение выбрать в каждом данном случае правильное поведение в отношении к ученику, — важнейшее условие успешного применения наказаний.
В школьной практике применяются различные меры воздействия, не предусмотренные официальными инструкциями, поскольку инструкции не могут предусмотреть всех случаев школьной жизни.
Здесь нужно прежде всего указать на те наказания, которые непосредственно вытекают из самого поступка: ученик испортил школьную вещь — его заставляют исправить её или возместить причинённый материальный ущерб; нарушил порядок на экскурсии — лишается на некоторое время права участвовать в экскурсиях и т. п.
Лучшие учителя широко применяют косвенные меры воздействия на учащихся: намёк на вину ребёнка без упоминания его имени, незаметное отвлечение его от плохого влияния товарищей, некоторое охлаждение к ребёнку, выражающее неодобрение его поведения, и т. п. Эти меры воздействия, не являясь наказаниями, стимулируют учащихся к дисциплинированному поведению.
Выше мы рассмотрели общие методы воспитания сознательной дисциплины учащихся. Но школьная практика знает различные случаи нарушения учащимися требований дисциплины: опоздание на уроки, шум, посторонние разговоры и занятия на уроках, невыполнение домашних заданий, порча школьной мебели и т. п. Разнообразны и причины недисциплинированности отдельных учащихся, совершения ими тех или иных проступков. Наконец — и это самое важное — учитель имеет дело с детьми, отличающимися по характеру, по развитию, по условиям воспитания в семье.
Целеустремлённость учителя, уверенность в возможности исправления учащегося, вдумчивая и последовательная воспитательная работа, осуществляемая на основе указанных выше общих методов воспитания сознательной дисциплины учащихся, — залог успеха.
Задача учителя состоит в том, чтобы повседневно формировать у своих воспитанников чувство ответственности за своё поведение как в школе, так и вне школы.
Учитель должен быть внимательным ко всем поступкам своих воспитанников, тщательно анализируя происхождение отдельных недостатков в их поведении. В одной школе в 1 классе был такой случай. Девочка М., открывая форточку в классе, надавила на оконное стекло, стекло выпало из рамы и разбилось. При входе учительницы в класс ученицы сообщили ей, что М. разбила стекло. Взволнованная девочка, заикаясь, сказала, что подруги попросили её открыть форточку и п одтолкнул и , поэтому она задела за стекло и оно выпало.
После урока учительница сказала девочке в присутствии всего класса, что не накажет её и ничего не сообщит родителям девочки о происшедшем, что такой случай мог произойти с кем угодно. Но тут же учительница выразила удивление: зачем М. нужно было сказать на подруг, что они «подтолкнули её», чего на самом деле не было?
Девочка была смущена. «Ну расскажи правдиво, как было дело?» Девочка призналась, что сказала неправду.
В этом же. классе был и такой факт. Однажды девочка Л. весьма любопытная и «непоседа», задумала после уроков осмотреть все этажи школы. Она зашла в первый этаж и неожиданно встретила там директора школы. На вопрос директора, что она здесь делала, растерявшаяся девочка заявила, что она разыскивала уборную. Ложь девочки была чересчур наивна и очевидна: учась несколько месяцев в школе, она не могла не знать, где находится эта комната. Директор привёл девочку к учительнице и обратил её внимание на странный ответ ученицы.
— Зачем ты так сказала директору? — спросила учительница девочку
— Я боялась.
— Чего же? Ничего плохого нет в том, что тебе захотелось обойти и посмотреть здание школы. Так и надо было сказать директору, а зачем же лгать? Конечно директор не поверил тебе и понял, что ты сказала неправду. Теперь директор имеет основание считать тебя не очень хорошей девочкой. Мне и классу за тебя стыдно, и маме твоей будет неприятно, если она узнает об этом случае. А теперь подумай и скажи, что ты должна была ответить директору.
Девочка молчала. Тогда учительница обратилась к классу, и подруги подсказали Л. надлежащий ответ. Девочка дала слово, что она всегда будет говорить правду. Учительница дополнила проведённую беседу чтением рассказа Л. Н. Толстого «Косточка».
При искоренении привычки ко лжи у некоторых детей следует прежде всего установить происхождение этой привычки. Здесь уместно напомнить следующие слова К. Д. Ушинского:
«Если, например, привычка ко лжи развилась в ребёнке от чрезмерного баловства, от незаслуженного внимания к его действиям и словам, воспитавшим в нём самолюбие, желание хвастать и занимать собой, — тогда должно устроить дело так, чтобы ребёнку не хотелось хвастать, чтобы лживые рассказы его возбуждали недоверие и смех а не удивление и т. д. Если же привычка ко лжи укоренилась от чрезмерной строгости, тогда следует противодействовать этой привычке кротким обращением, по возможности облегчая наказание за проступки и усиливая его только за ложь» .
Воспитание сознательной дисциплины учащихся можно обеспечить только при условии совместной, согласованной работы школы и семьи . В этом содружестве руководящая, направляющая роль принадлежит школе, учителю. Школа должна знать условия семейного воспитания своих учащихся и добиваться осуществления единой линии в воспитательном воздействии на детей.
В условиях социалистического общества совместная работа школы и семьи основывается на единых воспитательных целях и задачах, заключающихся в подготовке активных, сознательных и образованных строителей коммунизма. В осуществлении этих целей равно заинтересованы и государство, возлагающее выполнение их на школу, и каждая семья.
Но школа, разумеется, не может ограничить своего влияния на родителей лишь разъяснением требований к ним и их детям — она должна помочь отцу и матери школьника правильно воспитывать своего ребёнка.
Воспитание сознательной дисциплины неразрывно связано со всей системой воспитания учащихся в духе коммунистической морали. Нельзя воспитать детей дисциплинированными, не формируя у них чувства советского патриотизма, социалистического отношения к труду, общественной собственности, правильных взаимоотношений в коллективе, не вырабатывая у детей таких моральных качеств, как честность и правдивость и т. п. О каком выполнении «Правил для учащихся» может идти речь, когда, например, дети не приучены говорить правду о своих поступках, способны свалить вину на товарища, ввести в заблуждение учителя.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова