В младших классах большинство подготовительных упражнений проделывается без снарядов. К таким упражнениям можно отнести, например, следующие:
1. «Вырастем больше». Стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно опустить вдоль тела. Поднять руки через положение вперёд (пошире) — вверх, шире плеч, растопыривая пальцы; одновременно стать на носки, «вытягиваясь» вверх (вдох). Расслабив мышцы, перейти в исходное положение (выдох). Повторить 4—6 раз.
|
2. «Хлопушки». Стоя, ноги вместе, руки свободно опустить вдоль тела. Маховым движением вытянуть левую ногу вперёд, хлопнуть в ладоши под коленом вытянутой ноги, приставить левую ногу к правой, хлопнуть в ладоши за спиной. То же правой ногой. Дыхание не задерживать. Повторить каждой йогой по 4—6 раз.
3. «Дровосек». Стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно согнуть над головой. Наклонить туловище вперёд, сгибая колени, руки маховым движением проходят между колен (выдох). Перейти в исходное положение (вдох). Повторить 6—8 раз.
4. «Ванька-встанька». Стоя, ноги на ширине плеч, руки упираются в бока (повыше талии), большие пальцы рук сзади. Наклоны туловища влево и вправо попеременно, не останавливаясь на исходном положении: вначале «до отказа», затем всё с меньшим размахом; после ряда наклонов переходить в исходное положение. Дыхание не задерживать. Повторить троекратно, в каждую сторону по 8—12 движений каждый раз.
|
5. «Тут и там». Стоя попарно, спиной один к другому, ноги на ширине плеч, руки на талии. Поворот туловища влево, хлопнуть в ладоши стоящего в паре.
Выпрямив туловище, перейти в исходное положение (вдох).
То же в другую сторону. Повторить в каждую сторону 6—8 раз.
6. «Как мячики». Стоя, ноги на ширине ступни, руки на талии. Небольшие подпрыгивания («поскоки») на месте, на обеих ногах, на носках (3—4 поскока — выдох, 2 — 3 поскока — вдох). Проделать в 15—20 секунд 30—40 поскоков.
7. «Листочки тихо падают». Стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно вытянуть вверх шире плеч, кисти рук расслабить. Потряхивая кистями и опуская руки вниз — наклон туловища вперёд с поворотом влево (выдох со звукоподражанием ветру «ш- ш-ш»). Выпрямляя туловище, перейти в исходное по- лОЖеНИ ложение (вдох). То же в другую сторону. Повторить
Y/ в каждую сторону по 4 — 6 раз.
Ы /т» Кроме указанных упражнений, проводятся
О /н\ ffu упражнения с малыми набивными мячами (из
£ 4 т ж. J1 ж тряпок или мочалки). Например:
1. Бросить мяч правой рукой вверх, немного выше „Листочки тихо падают“. головы, и поймать двумя руками, ловя мяч — присесть.
2. Бросить мяч правой рукой вверх, немного выше головы; с поворотом туловища вправо (влево), хлопнуть в ладоши перед грудью, поймать мяч, повернуть Туловище в прежнее положение.
3. Подпрыгивать на одной правой ноге, подбрасывая мяч правой рукой до высоты головы и ловя его двумя руками.
Каждое такое упражнение проделывается сперва правой, потом левой рукой (для каждой руки по 6—8 раз). Последнее упражнение состоит из 16 подпрыгиваний (сначала 8 прыжков на правой, потом столько же на левой ноге). Мяч подбрасывается 4 раза правой и 4 раза левой рукой. Упражнение повторяется 2—3 раза.
Применяются также упражнения с длинной скакалкой, например: пробежать под кружащейся скакалкой, подбежать к кружащейся скакалке, перепрыгнуть через нее (2, 3, 4 раза) и выбежать вперёд. То же самое проделать двум-трём ученикам одновременно.
Можно также вводить и простейшие упражнения на гимнастической скамейке. Например:
1. Сидя на скамейке верхом, ступни на полу, с опорой руками за спиной. Приподняв ступни, сесть на скамейку, скрестить ноги. Перейти в исходное положение.
2. Сидя на скамейке левым (правым) боком, ступни на полу, опереться руками на доску скамейки за спиной. Согнув ноги, поставить их на скамейку. Перенести ноги на другую сторону скамейки, поставив ступни на пол. Каждое упражнение повторяется 4—6 раз.
В старших классах (3 и 4) из подготовительных упражнений также рекомендуются прежде всего упражнения без снарядов, например:
1. Стоя, ноги вместе, руки перед грудью, отвести руки назад — ладонями вперёд, голову не закидывать назад (подбородок «на себя»), движение естественного потягивания (вдох). Расслабив мышцы, перейти в исходное положение (выдох). Повторить 4—6 раз.
2. Стоя, ноги вместе, руки свободно опустить вдоль тела. Присесть, обнять колени руками (выдох). Перейти в исходное положение (вдох). Повторить 6—8 раз.
3. Стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуть вверх шире плеч. Наклонить туловище вперёд, хлопки в ладоши сначала за левым, потом за правым коленом (выдох). Перейти в исходное положение (вдох). Повторить 6—8 раз.
4. Стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно опустить вдоль тела. Наклоны туловища влево и вправо попеременно, не останавливаясь в исходном положении, с подведением кисти руки, противоположной стороне наклона, подмышку и скольжением другой вдоль ноги. Дыхание не задерживать. Повторить в каждую сторону по 6 раз.
5. Стоя попарно, лицом один к другому, ноги на ширине плеч, соединиться руками с противостоящим. Поворачивать туловище вправо и влево попеременно, сгибая и разгибая соединённые руки и оказывая небольшое сопротивление друг другу. Дыхание не задерживать. Повторить в каждую сторону 8—10 раз.
6. Стоя на одной ноге, другую согнуть, приподнять колено; руки на талии. Поскоки на месте со сменой опорной ноги; 4 поскока на одной ноге, 4 поскока на другой (3—4 поскока — выдох, 2—3 поскока — вдох). Проделать в 20—25 секунд 40—50 поскоков. Упражнения повторяются для каждой ноги по 4—6 раз.
Кроме этого, проводятся также упражнения с длинной скакалкой и на гимнастической скамейке. Из упражнений с длинной скакалкой рекомендуются следующие:
1. Пробежать под кружащейся скакалкой, подбрасывая и лови маленький мячик.
2. Подбежать к скакалке, перепрыгнуть через неё 4 раза, с каждым прыжком поворачиваясь налево (на 1/4 круга) и выбежать вперёд.
3. Прыгая через кружащуюся скакалку, выбегать вперёд после того, как следующий ученик вбежит под верёвочку и сделает два прыжка.
То же, подбегая к скакалке через условленное количество размахов веревочки; подбегая с различных условленных мест (справа, слева, спереди от скакалки).
На гимнастической скамейке проводятся два упражнения:
1. Стоя на полшага от скамейки, лицом к ней, присесть, опереться руками о доску скамейки, отставить левую (правую) ногу назад (спина и ноги составляют прямую линию, опора тела на ладонях и носках ног); приставив левую (правую) ногу на прежнее место — перейти в упор, присев, встать.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова