Очень важно добиться того, чтобы дети сознательно относились к тексту, сосредоточивали внимание при восприятии, старались понять и запомнить те или иные орфограммы. Поэтому работа учителя в первую очередь должна быть направлена к тому, чтобы при обучении правописанию воспитать у детей произвольное внимание, необходимое для того, чтобы они хорошо слышали то, что им диктуют, хорошо видели то, что им объясняют и что им приходится списывать, понимали то, что они пишут. Усвоение грамотности требует от детей наблюдательности и восприимчивости к слову.
К выполнению упражнений по орфографии нельзя подходить формально, следует интересоваться не только тем, выполнили ли дети заданную им работу, но и выяснить, как они усвоили заданное. Для этого учитель при проверке самостоятельной работы детей вызывает их к доске, даёт им примеры из тех, что они выполняли в школе или дома, или аналогичные им, требует придумывания новых примеров, даёт контрольные вопросы и упражнения. Эти приёмы воспитывают у детей чувство ответственности за свою работу, заставляют их выполнять задания не формально, а по существу.
К числу элементарных, но очень важных требований, которые следует предъявлять к письму детей, относится требование чёткого, красивого почерка, опрятного содержания тетради, тщательного исполнения каждой работы. Грязная, растрёпанная тетрадь, плохой, неразборчивый почерк, нечёткие записи в тетради обычно порождают неграмотное письмо.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова