Обучение правописанию в начальных класса

obuchenie pravopisaniyu v nachalnyh klassa Обучение в советской школе

Выработка орфографических навыков у детей представляет собой сложный путь от сознательного восприятия и интеллектуальной переработки к автоматизированному действию. Усвоение правильного письма сопровождается сознательными волевыми усилиями.

Очень важно добиться того, чтобы дети сознательно относились к тексту, сосредоточивали внимание при восприятии, старались понять и запомнить те или иные орфограммы. Поэтому работа учителя в первую очередь должна быть направлена к тому, чтобы при обучении правописанию воспитать у детей произвольное внимание, необходимое для того, чтобы они хорошо слышали то, что им диктуют, хорошо видели то, что им объясняют и что им приходится списывать, понимали то, что они пишут. Усвоение грамотности требует от детей наблюдательности и восприимчивости к слову.

Занятия по орфографии должны возбуждать внимание и активность детей и исключать возможность механического выполнения упражнений.

Орфографический навык может быть вполне осознанным, если обучение правописанию будет опираться на изучение явлений языка, грамматики. Чем лучше поставлено преподавание грамматики в школе, тем выше грамотность учащихся. Сначала должно быть осмыслено то грамматическое явление, которое лежит в основе орфографического правила, а затем из него выведено само правило. Правило должно быть понято, а не зазубрено без понимания. Следовательно, со стороны учителя требуется хорошее объяснение явлений языка и письма, а со стороны детей — сознательное овладение ими.

Для того чтобы овладеть правилом и орфографическим навыком, дети под руководством учителя должны наблюдать явления языка и правописания, анализировать, сравнивать их друг с другом, размышлять, доказывать, применять в самостоятельном, творческом письме. Только при этом условии они могут приобрести прочные навыки грамотного письма.

К выполнению упражнений по орфографии нельзя подходить формально, следует интересоваться не только тем, выполнили ли дети заданную им работу, но и выяснить, как они усвоили заданное. Для этого учитель при проверке самостоятельной работы детей вызывает их к доске, даёт им примеры из тех, что они выполняли в школе или дома, или аналогичные им, требует придумывания новых примеров, даёт контрольные вопросы и упражнения. Эти приёмы воспитывают у детей чувство ответственности за свою работу, заставляют их выполнять задания не формально, а по существу.

К числу элементарных, но очень важных требований, которые следует предъявлять к письму детей, относится требование чёткого, красивого почерка, опрятного содержания тетради, тщательного исполнения каждой работы. Грязная, растрёпанная тетрадь, плохой, неразборчивый почерк, нечёткие записи в тетради обычно порождают неграмотное письмо.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment