Собравшись через день после похода в школе, дети принимаются за приведение в порядок всего, что они принесли с собой из похода. Живые гусеницы, ящерицы, лягушки и другие животные помещаются в школьные уголки живой природы для наблюдения.
После каждого туристического похода должен остаться след в виде альбома, плаката или выставки, из которых было бы видно, куда дети ходили, что нового узнали о родном крае, чему научились, какую пользу принесли другим.
Зарисовки стен и башен старого монастыря можно оформить в виде рисунка, который учитель использует в беседе об обороне нашего отечества в старину.
Накопленным материалом можно поделиться и с другими школами области, установив через почту взаимный обмен коллекциями, фотографиями и описаниями походов. Заочное знакомство школьников различных школ поможет в дальнейшем организовать большое совместное мероприятие. Отряд одной из школ отправляется по маршруту, конечным пунктом которого является соседняя школа, где уже готовится свой отряд. Происходит встреча двух отрядов; первый передаёт второму свой походный дневник, рассказывает ему о своём маршруте. Второй отряд двигается по новому маршруту до следующей школы, где происходит такая же встреча второго отряда с третьим и т. д. По всей области таким способом будет передаваться в виде походного дневника туристская эстафета от одного отряда к другому.
По окончании эстафетного похода для обмена впечатлениями и совместной обработки материалов желательно собрать всех участников эстафеты в одном каком-нибудь пункте, лучше всего в районном или областном центре. Это можно осуществить путём нового похода: отряды направятся из разных пунктов по разным маршрутам в один сборный пункт. Такая форма похода носит название «звёздного». И эстафетный, и звёздный походы при небольшой затрате сил, средств и энергии дают весьма эффективные результаты, вовлекая массы школьников в туристические мероприятия и объединяя в дружный коллектив юных краеведов района или области.
После туристического похода руководителю следует составить отчёт и произвести критическую оценку проделанной с детьми работы.
В отчёте следует указать цель похода, описать подготовку к походу, охарактеризовать педагогическую работу с детьми во время похода.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова