Методическая работа учителей проводится в форме индивидуальных и коллективных занятий. Для коллективной методической работы учителей начальных классов создаются, согласно указаниям Министерства просвещения, специальные методические организации: внутри школы — педагогические совещания и классные объединения, и вне школы — кустовые объединения (в сельской местности) и классные методические объединения учителей одноимённых классов (в городах).
Формы организации методической работы внутри школы зависят от того, насколько велика или мала школа. В крупной школе при наличии нескольких параллельных классов можно организовать классные объединения учителей, а в обычных четырёхкомплектных школах таких объединений нельзя создать, и коллективную методическую работу в этом случае приходится переносить на педагогические совещания. В сельской местности, где преобладают двухкомплектные и однокомплектные школы, методическая работа организуется в кустовых методических объединениях. Здесь учителя обмениваются своим опытом, получают индивидуальные задания и выносят на обсуждение коллектива свою самостоятельную работу. Кустовое методическое объединение является для учителя важнейшим органом коллективной мысли и общественного контроля.
Учителя двухкомплектных школ наряду с занятиями в кустовом объединении ведут методическую работу и внутри школы. Заведующий школой вместе с другим учителем периодически собираются, читают газеты, политическую и методическую литературу, вместе готовятся к урокам, составляют планы, анализируют ученические тетради, советуются, делятся опытом, а в тех случаях, когда у них возникают сомнения, обращаются за советом в кустовое методическое объединение или в районный педагогический кабинет.
Методическая работа учителей городских школ осуществляется в педагогических совещаниях и, кроме того, обычно один раз в месяц учителя одноимённых классов собираются на районное или городское очередное методическое совещание.
Опыт показывает, что сельские кустовые объединения работают успешно только в том случае, если они достаточно многолюдны. В небольших объединениях учителей обмен опытом, естественно, ограничен, а также ограничены возможности для широкого коллективного его обсуждения.
С другой стороны, организация слишком крупных методических объединений тоже имеет свои недостатки: радиус их обслуживания бывает велик, и поэтому учителям бывает трудно посещать методические занятия. Опыт показывает целесообразность организации методического кустового объединения на территории каждого сельского совета, если школа при этом находится не далее 10 км от центра объединения.
Очень важно, чтобы центром кустового методического объединения явилась средняя или семилетняя школа. Здесь можно использовать для методической работы учебные кабинеты, пособия, школьную библиотеку, тем более, что преподаватели семилетних и средних школ непосредственно заинтересованы в хорошей работе прикреплённых к ним начальных школ, поскольку ученики этих школ, по окончании четвёртых классов, перейдут учиться к ним. К тому же, учителя средних и семилетних школ прекрасно видят недостатки поступающих к ним учеников и, являясь специалистами по отдельным предметам, могут оказать квалифицированную методическую помощь учителям начальных классов.
Советские учителя с большим интересом участвуют в коллективной методической работе, если она хорошо поставлена, если учителя чувствуют полезность её для школы.
Работа кустовых и классных объединений должна представлять собой хорошо организованные систематические занятия с применением самых разнообразных форм и методов. Каждое методическое занятие должно приводить к конкретным результатам.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова