Большое значение на данной ступени обучения имеет принцип наглядности. Необходимость использования наглядных пособии вызывается особенностями психики младшего школьника. Лишь на основе восприятия достаточного количества наглядных конкретных фактов у детей формируются математические понятия. Ученик должен не один раз видеть и сам выполнять различные действия, такие, как счет, измерение, объединение множеств и удаление правильной части множества, сравнение множеств, обозначение числа соответствующей цифрой, чтобы у него сформировались полноценные понятия числа, натурального ряда, сложения и вычитания и свойств этих действий.
Опора на конкретные факты имеет, в частности, и воспитательное значение, так как приучает детей видеть в математике ее жизненно практическую основу.
рис. 29 | |
рис. 30 | рис. 31 |
рис. 32 |
Однако наглядный характер обучения не должен тормозить развития отвлеченного мышления детей. Накопленные учениками наблюдения необходимо своевременно обобщать: «3 палочки больше двух палочек на 1 палочку; 3 кружка больше двух кружков на 1 кружок; 3 метра больше двух метров на 1 метр; значит, вообще число 3 больше числа 2 на 1 единицу» и т. п. Так начинает осуществляться в доступной для детей форме процесс абстрагирования.
Для того чтобы успешно проходило изучение первого десятка, следует обеспечить детей достаточным количеством наглядных пособий.
рис. 33
рис. 33
рис. 34
При подготовке к учебному году надо позаботиться о том, чтобы в I классе было наборное полотно (рис. 29), счетный материал, такие наглядные пособия, как счеты (рис. 30), картинки (рис. 31—33) и индивидуальные комплекты дидактического материала на каждого ученика: касса с разрезными цифрами (рис. 34), наборное полотно с набором геометрических фигур и изображений монет, счеты (рис. 35) и палочки. Не следует, однако, перегружать уроки предметной наглядностью; большинство методистов полагают, что для изучения первого десятка вполне достаточно иметь вышеуказанные наглядные пособия, а в качестве счетного материала можно использовать геометрические фигуры и несколько наборов картинок.