I. Мобилизующий этап
На доске запись:
СПРАВКА: волоска, тронет, не
Учитель. Рассмотрите схему. Прочитайте записанные в справке слова. (Учащиеся читают вслух.) Используя схему, составьте из слов устойчивое словосочетание. Назовите его.
Ученик. Не тронет волоска.
Учитель. Устойчивые словосочетания обычно имеют переносное значение. Как вы думаете, что обозначает словосочетание не тронет волоска? (Учащиеся высказывают свои соображения. Правильный вариант: не обидит, не причинит вреда, не ударит.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Найдите в словах устойчивого словосочетания букву, которая обозначает мягкость предшествующего согласного. Скажите, какая она в данных словах: заглавная или строчная. Сформулируйте тему урока.
Ученик. В словах устойчивого словосочетания не и тронет буква е обозначает мягкость предшествующего согласного. Она в этих словах строчная. Значит, тема урока: «Строчная буква е». (Учитель пишет тему урока на доске.)
Учитель. Тема известна. Поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву е, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию строчной буквы е
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы е;
2) письмо учащимися строчной буквы е в воздухе;
3) письмо учащимися строчной буквы е в прописях по образцу и самостоятельно с последующей проверкой;
4) письмо буквосочетаний:
Учитель. Назовите буквосочетания, которые мы будем писать. Скажите, в какой закономерности они записаны.
Ученик. В первом буквосочетании строчная буква в пишется со строчной гласной е. Во втором буквосочетании строчная согласная п пишется со строчной гласной е. В третьем буквосочетании строчная гласная и пишется со строчной гласной е. При повторе первое и второе буквосочетания меняются местами. (Учитель указывает способ соединения букв. Учащиеся пишут с комментированием буквосочетания.)
VI. Письмо слов
На доске записаны слова:
Учитель. Прочитайте слова в первом и втором столбиках. Соедините их между собой в пары. (Образуйте словосочетания. Учитель выбирает термин пара слов или словосочетание для дальнейшего использования.)
Ученик. Острые стрелы, ласковое слово. (Учитель записывает образованные словосочетания на доске.)
Учитель. Составленные словосочетания мы запишем. Первым запишем словосочетание, в одном из слов которого большее количество слогов. (Учащиеся обосновывают выбор словосочетания ласковое слово, записывают его с комментированием.)
Учитель. Составьте задание для записи второго словосочетания. (Учащиеся предлагают свои варианты. Один из них: запишите словосочетание, одно из слов которого начинается и заканчивается гласными буквами. Записывают словосочетание с комментированием.)
На доске запись:
Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание.
Ученик. К недописанным словам надо добавить по одному слогу. (Учащиеся восстанавливают слова в пословице: Слово не стрела, а ранит, объясняют ее смысл и записывают.)
Учитель. Что бы вы хотели отметить в качестве наиболее понравившегося на уроке?
IX. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007