Организация занятий в начальных классах

organizacziya zanyatij v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Большое значение для успеха работы с двумя классами имеет также и правильная организация занятий в течение дня. Некоторые учителя, чтобы избежать одновременной работы с двумя классами, проводят занятия в две смены. Против этого надо категорически возражать.

Качество работы учителя при восьмичасовой нагрузке неизбежно будет понижаться к концу учебного дня, и нередко такая организация занятий приводит к сокращению количества недельных часов. Занятия в две смены в условиях сельской местности, кроме того, создают ряд неудобств для детей, которым иногда приходится ходить в школу за 2 — 3 километра.

Однако не следует отказываться от мысли организовать занятия с двумя классами таким образом, чтобы часть учебного времени можно было использовать для работы с одним классом. Это особенно необходимо в начале учебного года при занятиях с 1 и 3 классами, когда дети, только что поступившие в школу, ещё не имеют навыков самостоятельной работы.

Трудность организации на уроке самостоятельной работы в 1 классе возросла особенно в связи с приёмом в школу детей семилетнего возраста. Поэтому целесообразно, чтобы уроки в 3 классе, по крайней мере в течение первой четверти, начинались после большой перемены . Это даёт учителю возможность первые два урока целиком посвящать занятиям с 1 классом, а последние уроки — только с 3 классом. При этом первый урок в 1 классе нужно отвести для занятий арифметикой, а второй и третий — русским языком. При таком построении расписания учитель в конце второго урока может подготовить и начать с детьми самостоятельную работу, которую они затем продолжат на третьем уроке. Это, несомненно, облегчит учителю работу с двумя классами.

К концу учебного года такую же систему распределения занятий следует применять и учителю, ведущему 2 и 4 классы, для того чтобы лучше подготовить учащихся 4 класса к испытаниям, а с учащимися 2 класса повторить наиболее трудные разделы программы по русскому языку и арифметике.

Хотя при этой системе распределения занятий количество уроков с двумя классами и уменьшается, но нагрузка учителя увеличивается ежедневно на два часа. Поэтому вряд ли следует применять эту систему в течение всего учебного года. Но в условиях однокомплектной школы, где ежедневная нагрузка учителя определяется в 6 часов, целесообразно при занятиях с тремя классами в течение всего учебного года первые два урока проводить только с одним классом, затем следующие два урока с тремя классами и, наконец, последние два урока с двумя классами.

При этом в начале учебного года первые часы следует выделить для занятий с 1 классом и держаться такого распределения учебного времени в течение всего первого полугодия, пока дети не научатся читать и писать; в третьей четверти эти первые два часа надо отвести для занятий со 2 классом, а в четвёртой четверти — с 3 классом.

Такое распределение учебного времени при занятиях с тремя классами позволяет учителю в каждом классе усилить свою непосредственную работу с детьми и тем самым восполнить имеющиеся у детей пробелы в знаниях, сосредоточить внимание на наиболее трудных разделах программы и лучше подготовить детей к самостоятельной работе.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment