Осуществляя это указание, лучшие школы и передовое учительство вводят элементы краеведения в программный материал по географии, естествознанию и истории и, кроме того, проводят с детьми изучение своего края в порядке внеклассной работы.
В 1 и 2 классах разнообразные объекты ближайшего природного, хозяйственного и общественного окружения школы изучаются в соответствии с учебными программами на уроках объяснительного чтения, на предметных уроках, экскурсиях и на практических занятиях в уголке живой природы и на пришкольном участке. В 3 и 4 классах изучение родного края в связи с классной учебной работой расширяется и углубляется в форме внеклассных кружковых занятий.
Среди разнообразных форм внеклассной краеведческой работы основной формой является краеведческий кружок .
Между тем необходимо планировать занятия кружка и доводить до конца начатую работу. Это имеет большое воспитательное значение. Среди учеников всегда найдутся такие, которые, взявшись за дело, будут им заниматься до конца. На них-то и следует опереться в работе кружка. Но наряду с ними в кружке могут быть и такие дети, которые хотя и не обладают достаточной устойчивостью и дисциплинированностью в работе, но тем не менее всё же успешно учатся и проявляют интерес к изучению окружающей их жизни. Самостоятельная творческая работа в кружке может оказать на таких детей большое воспитательное влияние.
При составлении плана краеведческого кружка не следует увлекаться многими темами одновременно. Одному учителю трудно руководить несколькими звеньями, которые занимаются различными работами. Разбросанность и распыление сил может плохо отразиться и на результатах работы. Содержание программы работы краеведческого кружка зависит от местных условий: в сельской школе будет одна работа, в городской — другая.
Дети изучают свой край на сравнительно небольшой территории, вблизи школы. Изучение, как уже указывалось выше, ведётся тематически. Работа детей по каждой намеченной в плане кружка теме распадается на три последовательные стадии: 1) подготовка, 2) проведение изучения и 3) обработка результатов, т. е. собранных материалов.
Подготовка к изучению темы заключает в себе повторение прежних и приобретение новых знаний по данному вопросу, ознакомление с методикой изучения темы, подготовку оборудования, составление плана и т. д.
Проведение исследования состоит в точном осуществлении плана.
Особенно следует подчеркнуть важность обработки и последующего хранения краеведческих материалов.
Работа кружка будет успешной, если в его деятельности будут последовательно осуществляться следующие требования:
1.Каждый член кружка выполняет какую-нибудь посильную для него работу в кружке.
2.Работа кружка должна быть регулярной и плановой.
3.Начатые работы, как правило, доводятся до конца.
4.Наблюдения, опыты, исследования записываются, объекты, по возможности, зарисовываются (и изображаются чертежами). Ведение дневников обязательно для всех участников краеведческого кружка.
5.Результаты исследования своего края бережно хранятся как достояние школы.
6.Каждый член кружка отчитывается в проведённой работе перед кружком: достижения кружка популяризируются в форме вечеров, выставок и пр.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Материалы для краеведче-
ского уголка
А. Природа своего края.
1. Рельеф (формы
1. Экскурсии, наблюдения, исследования:
земной поверхно
1) Ознакомлениеучениковс рельефом
1) План(эскизный)
сти) своей местно
своей местности и с земельными угодь
окрестностей школы.
сти и его исполь
ями. Изучение местных холмов, оврагов,
зование местными
балок, измерение их высоты, глубины.
жителями.
2) Поиски местных полезных ископаемых.
2) Образцы местных по
лезных ископаемых.
II.Экскурсии, наблюдения, исследования:
1)Учёт ручьёв, речек своей местности, определение направления их течения, глубины, скорости течения; исследование их берегов, русла; наблюдения над повышением и понижением уровня воды, над разливами; установление времени замерзания и вскрытия.
2)Ознакомление с озером, болотом, если они находятся поблизости.
3)Учёт и ознакомление с местными выходами грунтовых вод (родники, колодцы).
III.Наблюдения, исследования.
1)Ежемесячные наблюдения в течение года. На открытом месте (на пришкольном участке) вбить в землю шест. У верёвки длиной в 3 м на одном конце сделать кольцо, которое одеть на шест, а к другому концу привязать колышек. Этим колышком прочертить окружность, черту углубить и посыпать красным песком или битым кирпичом. Ежемесячные наблюдения за восходом и заходом солнца ведутся от шеста. Точки пересечения окружности линией, идущей от шеста в направлении к месту восхода и захода солнца, обозначать колышками.
2)Ежемесячное наблюдение в течение года. На пришкольном участке посредством гномона найти полуденную линию (т. е. линию, идущую с севера на юг), прочертить её. На этой линии вбить дне рейки; одну высотой в 2—3 м, другую в 1 м на расстоянии 1 м на север от первой. В тот момент, когда малая рейка окажется в тени, падающей от первой, определить, на какой высоте большой рейки пройдёт линия, идущая от глаза находящегося на высоте малой рейки, к средине солнца (на солнце следует смотреть через закопчённое стекло). Определяется (приблизительно) высота солнца в полдень над горизонтом.
Обыкновенно члены кружка сами (под руководством учителя) изготовляют наглядные пособия, экскурсионное оборудование, приборы и инструменты для наблюдений и измерений , чертят упрощённые планы окрестностей школы, составляют краеведческую стенную газету, выпускают рукописный журнал о своём крае и пр.
Желательно силами кружка устроить также школьный кр аеведче – ский уголок . Краеведческий уголок возникает в результате краеведческой работы учащихся. Во время экскурсий дети собирают образцы местных полезных ископаемых, горных пород, почв; затем они составляют гербарии, коллекции насекомых и т. п. Всё это и должно сосредоточиваться и храниться в краеведческом уголке.
Например, дети исследовали местную реку, составили таблицы, показывающие глубину, скорость течения, ширину русла, режим воды, характер берегов, разрушающую и созидающую работу воды, сделали зарисовки, чертежи — лучшие из детских работ помещаются в краеведческом уголке. Составили дети план окрестностей школы, оформили результаты своих наблюдений над погодой, календарь природы и пр. — всё это передаётся в краеведческий уголок.
Результаты ознакомления детей с колхозом, с заводом также оформляются в том или ином виде и помещаются затем в уголок.
Для уголка все материалы должны быть хорошо оформлены. Каждый образец горной породы и всякий другой предмет снабжается этикеткой, на которой чётко пишется: название предмета, где взят, на что употребляется. В целях поощрения учащихся на этикетке отмечают, кем найден и когда. Рисунки, чертежи, планы, надписи выполняются тщательно. Сами вещи размещаются в правильном порядке, чтобы удобно было обозревать их и легко в них разбираться.
Лучше всего для краеведческого уголка отвести особую комнату. Но уголок можно развернуть и в классе, в коридоре, там, где окажется более удобное для этого место. Вещи (экспонаты) можно развесить на особых стойках, щитах, на фанерных листах, на картоне; можно разложить на столах, на подставках, в витринах.
Экспонаты желательно распределить таким образом:
1.В водный отдел . Сюда следует поместить: план окрестностей школы, карту, на которой выделен «наш район». Здесь же можно разместить в витрине важнейшие сочинения о нашем крае, список или картотеку литературы о нашей местности, вырезки из газет, альбомы, дневники, рисунки, картины.
2.Отдел природы, природных богатств «нашего края» включает образцы горных пород, полезных ископаемых, строительных материалов, сведения о лесных, водных и прочих богатствах края, о промысловых зверях и т. д. Здесь же даются сведения о климате.
3.Отдел хозяйства «нашего кр ая» . Здесь показываются результаты изучения своего колхоза или промышленного предприятия (в зависимости от местных условий). Для характеристики колхоза желательно указать, сколько дворов он объединяет, сколько у него земли, на какие угодья она распределяется, какие культуры и какие животные выращиваются и т. д.
Относительно промышленного предприятия надо показать всё, что требуется для того, чтобы о нём можно было составить ясное представление: общий вид, оборудование, процесс производства, продукция и пр.
Но особенно надо показать хозяйственное преобразование «нашего края» в советское время, за годы сталинских пятилеток, поднятие культурного и материального уровня местного населения при советской власти.
4.Историко -культурный отдел . Здесь отображаются результаты изучения своего края по этой теме (по плану работы кружка).
Создание школьного краеведческого уголка имеет целью:
1)Углубить и расширить познания детей о своём крае на материале уголка и тем самым ещё больше укрепить любовь к своей родине.
2)Сделать краеведческий материал более доступным для использования его в учебно-воспитательной работе школы, а также для практического использования его советскими организациями.
3)Сохранять результаты изучения своего края и постоянно их накапливать.
4)Использовать выставки школьного краеведческого уголка для ознакомления населения со своим краем.