Краеведческий кружок в начальных классах

kraevedcheskij kruzhok v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. об учебных программах и режиме в начальной и средней школе дано совершенно ясное указание о введении «элементов краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально-экономическое развитие и т. д.)» в преподавание основных учебных предметов.

Осуществляя это указание, лучшие школы и передовое учительство вводят элементы краеведения в программный материал по географии, естествознанию и истории и, кроме того, проводят с детьми изучение своего края в порядке внеклассной работы.

Главная задача школьного краеведения заключается в том, чтобы использовать изучение родного края в целях коммунистического воспитания и обучения школьников.

Школьное краеведение — одно из мощных средств идейно-политического воспитания учащихся, воспитания советского патриотизма и коммунистической морали. Кроме того, это весьма эффективное методическое средство повышения качества знаний учащихся по всем основным учебным предметам. Оно обогащает детей конкретными представлениями об окружающем мире на основе непосредственных чувственных восприятий; оно связывает обучение с жизнью, теорию с практикой и вооружает учащихся умением решать простые практические задачи, правильно объяснять обычные явления окружающей природы и жизни, применять свои школьные знания в общественно-полезной деятельности и овладевать некоторыми методами простейших научных исследований. Школьное краеведение пробуждает и развивает самодеятельность учащихся, вызывает у них стремление стать активными участниками социалистического строительства в родном крае.

Отличительная особенность советского школьного краеведения — его активный, действенный, общественный характер. Изучение родного края школа связывает с самой разнообразной общественно-полезной работой учащихся, являющейся формой участия школы и учителя в местном социалистическом строительстве: изучение местных рек, оврагов и условий их хозяйственного использования; изучение и сбор лекарственных и других полезных растений; озеленение посёлков и сельскохозяйственное опытничество; поиски полезных ископаемых; изучение кустарных промыслов и условий их развития в крае; изучение почв колхозных полей и т. д.

Одна из важнейших задач начальной школы — обогащение учащихся конкретными представлениями о предметах и явлениях окружающего мира на основе непосредственных чувственных восприятий. Эта задача не может быть успешно выполнена без использования краеведческого окружения школы. «Особенно в младших классах важно знакомить детей с родной страной, окружающим миром. Наши земли, леса, горы, наши реки, моря с их разнообразием, промышленные центры, колхозы, наши школы — всё это может служить обильным материалом для воспитания» — это высказывание М. И. Калинина по существу определяет конкретное содержание школьного краеведения на начальной ступени обучения.

В 1 и 2 классах разнообразные объекты ближайшего природного, хозяйственного и общественного окружения школы изучаются в соответствии с учебными программами на уроках объяснительного чтения, на предметных уроках, экскурсиях и на практических занятиях в уголке живой природы и на пришкольном участке. В 3 и 4 классах изучение родного края в связи с классной учебной работой расширяется и углубляется в форме внеклассных кружковых занятий.

Среди разнообразных форм внеклассной краеведческой работы основной формой является краеведческий кружок .

Организацию краеведческого кружка лучше всего связать с выполнением какого-нибудь конкретного общеполезного дела. Так, во время экскурсии на месторождение известняка у детей может появиться желание начать поиски залежей местных полезных ископаемых — песка, глины, гравия, известняка и т. д., требующихся в большом количестве для местного строительства. Желающие этим заняться объединяются в кружок. Или: во время экскурсии на реку может встать вопрос о том, как возможно использовать её в интересах местного населения. Для решения этого вопроса необходимо установить ряд данных: когда речка замерзает, когда вскрывается, как высоко поднимается вода в ней во время половодья, насколько понижается летом в засушливое время и т. д. Для проведения такого исследования также вполне возможна организация кружка.

При вовлечении детей в кружок необходим продуманный индивидуальный подход. Например, ученик способный, но не проявляет достаточного интереса к учению. Работа такого ученика в краеведческом кружке может способствовать расширению его умственного горизонта, развитию у него стремления к знанию, и тем самым оказать положительное влияние на его успеваемость. У другого ученика выполнение домашних заданий поглощает все силы и всё рабочее время. Вовлечение такого ученика в кружок может повести к снижению его успеваемости.

Влияние работы в кружке на успеваемость детей во многом зависит от тематики, методики и организации занятий.

При выборе тем нужно учитывать возраст детей, их интересы и бытовые условия. У многих учащихся в этом возрасте интересы и склонности ещё далеко не определились. Дети часто сами ещё не знают, что их интересует и к чему они способны. Сегодня они хотят заниматься одним, завтра появившийся интерес уже пропал и их привлекает что-нибудь другое. Это может вызвать текучесть состава кружка и перебрасывание с одной темы на другую.

Между тем необходимо планировать занятия кружка и доводить до конца начатую работу. Это имеет большое воспитательное значение. Среди учеников всегда найдутся такие, которые, взявшись за дело, будут им заниматься до конца. На них-то и следует опереться в работе кружка. Но наряду с ними в кружке могут быть и такие дети, которые хотя и не обладают достаточной устойчивостью и дисциплинированностью в работе, но тем не менее всё же успешно учатся и проявляют интерес к изучению окружающей их жизни. Самостоятельная творческая работа в кружке может оказать на таких детей большое воспитательное влияние.

Изучение своего края познакомит учащихся с его природой, с естественными богатствами, с использованием их человеком. Даже перед учащимися начальных классов учитель может ставить вопрос о том, как можно ещё использовать природные ресурсы нашего края, как бороться с вредными условиями, мешающими развитию хозяйства. Например, как можно использовать местную речку, как улучшить земельные угодья (осушка болот, борьба с оврагами и т. д.). Таким образом, у детей будет развиваться внимание к общественным делам, будут воспитываться общественные интересы.

При составлении плана краеведческого кружка не следует увлекаться многими темами одновременно. Одному учителю трудно руководить несколькими звеньями, которые занимаются различными работами. Разбросанность и распыление сил может плохо отразиться и на результатах работы. Содержание программы работы краеведческого кружка зависит от местных условий: в сельской школе будет одна работа, в городской — другая.

Дети изучают свой край на сравнительно небольшой территории, вблизи школы. Изучение, как уже указывалось выше, ведётся тематически. Работа детей по каждой намеченной в плане кружка теме распадается на три последовательные стадии: 1) подготовка, 2) проведение изучения и 3) обработка результатов, т. е. собранных материалов.

Подготовка к изучению темы заключает в себе повторение прежних и приобретение новых знаний по данному вопросу, ознакомление с методикой изучения темы, подготовку оборудования, составление плана и т. д.

Проведение исследования состоит в точном осуществлении плана.

Особенно следует подчеркнуть важность обработки и последующего хранения краеведческих материалов.

Работа кружка будет успешной, если в его деятельности будут последовательно осуществляться следующие требования:

1.   Каждый член кружка выполняет какую-нибудь посильную для него работу в кружке.

2.            Работа кружка должна быть регулярной и плановой.

3.            Начатые работы, как правило, доводятся до конца.

4.   Наблюдения, опыты, исследования записываются, объекты, по возможности, зарисовываются (и изображаются чертежами). Ведение дневников обязательно для всех участников краеведческого кружка.

5.   Результаты исследования своего края бережно хранятся как достояние школы.

6.   Каждый член кружка отчитывается в проведённой работе перед кружком: достижения кружка популяризируются в форме вечеров, выставок и пр.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Материалы для краеведче-
ского уголка

А. Природа своего края.

1. Рельеф (формы

1. Экскурсии, наблюдения, исследования:

 

земной поверхно

1) Ознакомление учеников с рельефом

1) План (эскизный)

сти) своей местно

своей местности и с земельными угодь

окрестностей школы.

сти и его исполь

ями. Изучение местных холмов, оврагов,

 

зование местными

балок, измерение их высоты, глубины.

 

жителями.

2) Поиски местных полезных ископаемых.

2) Образцы местных по

 

 

лезных ископаемых.

 

II.    Экскурсии, наблюдения, исследования:

1)    Учёт ручьёв, речек своей местности, определение направления их течения, глубины, скорости течения; исследование их берегов, русла; наблюдения над повышением и понижением уровня воды, над разливами; установление времени замерзания и вскрытия.

2)     Ознакомление с озером, болотом, если они находятся поблизости.

3)    Учёт и ознакомление с местными выходами грунтовых вод (родники, колодцы).

III.    Наблюдения, исследования.

1)    Ежемесячные наблюдения в течение года. На открытом месте (на пришкольном участке) вбить в землю шест. У верёвки длиной в 3 м на одном конце сделать кольцо, которое одеть на шест, а к другому концу привязать колышек. Этим колышком прочертить окружность, черту углубить и посыпать красным песком или битым кирпичом. Ежемесячные наблюдения за восходом и заходом солнца ведутся от шеста. Точки пересечения окружности линией, идущей от шеста в направлении к месту восхода и захода солнца, обозначать колышками.

2)     Ежемесячное наблюдение в течение года. На пришкольном участке посредством гномона найти полуденную линию (т. е. линию, идущую с севера на юг), прочертить её. На этой линии вбить дне рейки; одну высотой в 2—3 м, другую в 1 м на расстоянии 1 м на север от первой. В тот момент, когда малая рейка окажется в тени, падающей от первой, определить, на какой высоте большой рейки пройдёт линия, идущая от глаза находящегося на высоте малой рейки, к средине солнца (на солнце следует смотреть через закопчённое стекло). Определяется (приблизительно) высота солнца в полдень над горизонтом.


Обыкновенно члены кружка сами (под руководством учителя) изготовляют наглядные пособия, экскурсионное оборудование, приборы и инструменты для наблюдений и измерений , чертят упрощённые планы окрестностей школы, составляют краеведческую стенную газету, выпускают рукописный журнал о своём крае и пр.

Желательно силами кружка устроить также школьный кр аеведче – ский уголок . Краеведческий уголок возникает в результате краеведческой работы учащихся. Во время экскурсий дети собирают образцы местных полезных ископаемых, горных пород, почв; затем они составляют гербарии, коллекции насекомых и т. п. Всё это и должно сосредоточиваться и храниться в краеведческом уголке.


Например, дети исследовали местную реку, составили таблицы, показывающие глубину, скорость течения, ширину русла, режим воды, характер берегов, разрушающую и созидающую работу воды, сделали зарисовки, чертежи — лучшие из детских работ помещаются в краеведческом уголке. Составили дети план окрестностей школы, оформили результаты своих наблюдений над погодой, календарь природы и пр. — всё это передаётся в краеведческий уголок.

Результаты ознакомления детей с колхозом, с заводом также оформляются в том или ином виде и помещаются затем в уголок.

Для уголка все материалы должны быть хорошо оформлены. Каждый образец горной породы и всякий другой предмет снабжается этикеткой, на которой чётко пишется: название предмета, где взят, на что употребляется. В целях поощрения учащихся на этикетке отмечают, кем найден и когда. Рисунки, чертежи, планы, надписи выполняются тщательно. Сами вещи размещаются в правильном порядке, чтобы удобно было обозревать их и легко в них разбираться.

Лучше всего для краеведческого уголка отвести особую комнату. Но уголок можно развернуть и в классе, в коридоре, там, где окажется более удобное для этого место. Вещи (экспонаты) можно развесить на особых стойках, щитах, на фанерных листах, на картоне; можно разложить на столах, на подставках, в витринах.

Экспонаты желательно распределить таким образом:

1.    В водный отдел . Сюда следует поместить: план окрестностей школы, карту, на которой выделен «наш район». Здесь же можно разместить в витрине важнейшие сочинения о нашем крае, список или картотеку литературы о нашей местности, вырезки из газет, альбомы, дневники, рисунки, картины.

2.    Отдел природы, природных богатств «нашего края» включает образцы горных пород, полезных ископаемых, строительных материалов, сведения о лесных, водных и прочих богатствах края, о промысловых зверях и т. д. Здесь же даются сведения о климате.

3.    Отдел хозяйства «нашего кр ая» . Здесь показываются результаты изучения своего колхоза или промышленного предприятия (в зависимости от местных условий). Для характеристики колхоза желательно указать, сколько дворов он объединяет, сколько у него земли, на какие угодья она распределяется, какие культуры и какие животные выращиваются и т. д.

Относительно промышленного предприятия надо показать всё, что требуется для того, чтобы о нём можно было составить ясное представление: общий вид, оборудование, процесс производства, продукция и пр.

Но особенно надо показать хозяйственное преобразование «нашего края» в советское время, за годы сталинских пятилеток, поднятие культурного и материального уровня местного населения при советской власти.

4.    Историко -культурный отдел . Здесь отображаются результаты изучения своего края по этой теме (по плану работы кружка).

Создание школьного краеведческого уголка имеет целью:

1)    Углубить и расширить познания детей о своём крае на материале уголка и тем самым ещё больше укрепить любовь к своей родине.

2)    Сделать краеведческий материал более доступным для использования его в учебно-воспитательной работе школы, а также для практического использования его советскими организациями.

3)    Сохранять результаты изучения своего края и постоянно их накапливать.

4)    Использовать выставки школьного краеведческого уголка для ознакомления населения со своим краем.

Краеведческий уголок в школе, являясь результатом краеведческой работы учеников, в то же время служит опорой для дальнейшего её развёртывания.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment