Пионерская организация в школе в начальных классах

pionerskaya organizacziya v shkole v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Детское коммунистическое движение в СССР возникло в 1922 г. Первые отряды юных пионеров организованы были комсомолом в Москве — на Красной Пресне, в Сокольниках, в Замоскворечье. Эти отряды и положили начало пионерской организации — массовой коммунистической организации советских детей.

Большевистская партия, поручив руководство пионерской организацией комсомолу, всегда уделяла детскому коммунистическому движению большое внимание и определяла пути его развития.

После смерти В. И. Ленина партия присвоила пионерской организации его имя. 23 мая 1924 г. в Москве, на Красной площади, товарищ Сталин вместе с делегатами X3 партийного съезда принимает парад юных пионеров. Тысячи пионеров на этом параде перед мавзолеем Ленина дали клятву партии свято выполнять заветы Ильича.

В своих решениях о пионерском движении коммунистическая партия подчёркивает его политический характер.

В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 июля 1928 г. сказано: «Надо сделать понятными и близкими для детей общие цели, за которые борются ВКП(б), ВЛКСМ и коммунистические партии мира; пробуждать в детях желание принять участие в борьбе и строительстве пролетариата» .

В соответствии с этими указаниями и развёртывалась дальнейшая практическая деятельность пионерской организации в формах, доступных и увлекательных для школьного возраста: проводились в отрядах беседы, совершались экскурсии, проходили встречи с людьми старшего поколения — участниками революционного движения, гражданской войны, выполнялась общественная работа, организовывались летние лагери.

В годы первой сталинской пятилетки пионерская организация сильно выросла: к 1931 г. она объединяла в своих рядах до 4 млн. детей. Пионеры вели разнообразную общественную работу, направленную на участие в социалистическом строительстве.

Без пионеров не обходились субботники на предприятиях, они агитировали за подписку на государственный заём, активно участвовали в сборе металлического лома на нужды молодой социалистической промышленности.

Постановление ЦК ВКП(б) от 21 апреля 1932 г. положило начало новому этапу в развитии пионерской организации. Внимание пионерской организации было направлено на борьбу за качество учения, за овладение основами наук, за укрепление сознательной дисциплины, без чего немыслима успешная подготовка из подрастающих поколений строителей коммунистического общества.

В этом постановлении пионерская организация характеризуется как массовая политическая организация детей, имеющая крупное значение в деле коммунистического воспитания. Постановление подчёркивало важнейшую задачу — воспитание у пионеров и школьников социалистического отношения к учению, труду и общественной работе и указывало, в каком направлении должна быть перестроена работа пионерской организации.

«Решительная перестройка содержания общественной работы отрядов ЮП должна быть развёрнута в том направлении, чтобы центральное место в ней занимала организуемая самими детьми под руководством комсомола в теснейшей связи со школьными организациями и органами народного образования борьба за качество учёбы, за сознательную дисциплину, за политехнизм в школе, за развитие детской физкультуры, за правильную организацию детского досуга и за повышение всей работы по коммунистическому воспитанию детских масс против всяких попыток протаскивания в детскую среду чуждой пролетариату идеологии» .

Забота об идейно-политическом воспитании пионеров и школьников отражена во многих высказываниях руководителей большевистской партии и советского правительства.

И. В. Сталин в день двадцатилетия газеты «Пионерская правда», приветствуя редакцию, юных корреспондентов и юных читателей газеты, писал: «Пионерская правда» помогает советским детям овладевать знаниями, воспитывает пионеров и школьников в духе заветов нашего великого учителя Ленина. Желаю «Пионерской правде» новых успехов в деле воспитания юных ленинцев в духе преданности нашей Родине» .

М. И. Калинин при вручении газете «Пионерская правда» 2 июля 1945 г. ордена Трудового Красного Знамени говорил о том, что необходимо, чтобы у наших пионеров неуклонно росло социалистическое сознание, чтобы расширялся их умственный кругозор и, вместе с тем, росло стремление к активной жизни, непрерывно росли активность, жажда жизни, жажда деятельности.

Н. К. Крупская, немало потрудившаяся над разработкой вопросов пионерского движения, в своих печатных трудах и устных выступлениях постоянно подчёркивала и раскрывала его большевистскую идейную сущность. При этом Н. К. Крупская напоминала вожатым о том, что детский возраст имеет свои особенности и что детям следует предлагать только то, что им по силам. Для того чтобы сделать для детей близкими великие цели, за которые борются большевистская партия и комсомол, она советовала связывать эти цели с конкретными практическими делами, понятными детям. И пионерская организация в последующие годы накопила большой опыт в этом отношении. Бесчисленное количество выполненных пионерами разнообразных общественных дел и заданий — доставка приглашений избирателям на выборы Советов, сборка радиоприёмников для домов колхозников, деятельность пионеров-тимуровцев в тяжёлые дни Великой Отечественной войны, а в мирное время сбор пионерами древесных семян для осуществления грандиозного плана лесонасаждений в целях борьбы с суховеями — всё это приобщало и приобщает пионеров и школьников к практическому осуществлению великих целей большевистской партии.

В настоящий период, период перехода от социализма к коммунизму, партия выдвинула в качестве важнейшей задачи усиление идеологической работы среди трудящихся и повышение идейного уровня воспитания подрастающих поколений.

«…Советский строй не может терпеть воспитания молодёжи в духе бези- дейности, в духе безразличия к политике. Необходимо оградить молодёжь от тлетворных чуждых влияний и организовать её воспитание и образование в духе большевистской идейности. Только так можно воспитать отважное племя строителей социализма, верящих в торжество нашего дела, бодрых и не боящихся никаких трудностей, готовых преодолевать любые трудности» .

X1 съезд ВЛКСМ в своих решениях подчеркнул, что пионерская организация оказывает большое влияние на коммунистическое воспитание детей.

В резолюции X1 съезда ВЛКСМ сказано: «Вся работа пионерской организации должна быть направлена на воспитание детей в духе советского патриотизма, беззаветной преданности социалистической Родине, коммунистической партии» .

Решения партии и комсомола определяют идейную линию воспитания в пионерской организации, указывают коммунистическую направленность пионерского движения.

Пионерская организация росла и крепла, и к X1 съезду комсомола она объединяла в своих рядах уже свыше 13 миллионов школьников. «Пионерские отряды и дружины являются помощниками учителя в борьбе за повышение успеваемости и укрепления дисциплины учеников» .

Пионерская организация, воспитывая в коммунистическом духе миллионы детей, готовит из них резервы комсомола. Стать комсомольцем — вот ближайшая цель, к которой стремится пионер. Вся жизнь и деятельность пионерской организации должна строиться таким образом, чтобы она повседневно приближала пионера к этой заветной цели.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment