I. Мобилизующий этап
На доске запись:
тяжелый – легкий зимний – ?
великан – ?
правда – ?
Учитель. Прочитайте слова в левом столбике. (Учащиеся читают вслух.) Скажите, какое задание здесь требуется выполнить.
Ученик. Надо к словам левого столбика подобрать противоположные по смыслу слова, чтобы они начинались на букву л. (Учащиеся коллективно выполняют задание. Находят слова: летний, лилипут, ложь.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Уточните, с какой буквы начинаются слова в правом столбике. В этих словах она заглавная или строчная? Сформулируйте тему урока.
Ученик. Слова в правом столбике начинаются с буквы л. В этих словах она строчная. Значит, тема урока: «Строчная буква л». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Тема урока вами определена. Поставьте его цель.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву л, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Физкультминутка для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию строчной буквы л
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы л;
2) письмо учащимися строчной буквы л в воздухе;
3) письмо учащимися строчной буквы л в прописях по образцу и самостоятельно с последующей самопроверкой;
4) письмо буквосочетаний: лт лы лс ллт лы лс
Учитель. Расскажите, какие буквосочетания вы будете писать и в какой закономерности.
Ученик. В первом буквосочетании строчная буква л пишется со строчной согласной т. Во втором – строчная буква л пишется со строчной гласной ы. В третьем – строчная буква л пишется со строчной согласной с. При повторе в первом буквосочетании увеличивается число букв л на одну. Остальные буквосочетания пишутся без изменения. (Учащиеся пишут буквосочетания с комментированием, указывая способ соединения букв.)
V. Физкультминутка для отдыха
VI. Письмо слов
На доске записаны слова:
Ласка, улитка, лук, луна.
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Запишите слова, учитывая количество звуков в них. Количество звуков должно постепенно увеличиваться. Какое слово запишем первым?
Ученик. Первым запишем слово лук. В нём три звука. (Учащиеся записывают с комментированием слово лук. Далее – остальные слова с обоснованием.)
Учитель. Какие записанные слова можно объединить по значению?
Ученик. Можно объединить слова улитка и ласка. Это названия животных. (Учитель показывает изображения животных.)
Учитель. Какие еще слова можно объединить и почему?
Ученик. Можно объединить слова ласка и лук. Они имеют по нескольку значений. Ласка – это зверек и проявление нежности. Лук – это растение и оружие.
VII. Письмо предложения
На доске запись:
У рыжей хитрой лисы мягкие лапки.
Учитель. Прочитайте предложение. (Учащиеся читают вслух.) Скажите, что надо сделать, чтобы предложение стало короче, но при этом не теряло смысла и соответствовало теме урока.
Ученик. Надо из этого предложения исключить слова, в которых нет строчной буквы л. (Учащиеся предлагают свои варианты. Записывается предложение У лисы лапки. Запись с комментированием.)
VIII. Итог урока
Учитель. Расскажите коротко о своей работе на уроке.
IX. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007