Различия черт характера в раннем школьном возрасте

razlichiya chert haraktera v rannem shkolnom vozraste Обучение в советской школе

В числе особенностей, затрагивающих всю личность человека, наряду с особенностями в темпераментах, психология указывает и различия в характерах.

У ребёнка начального школьного возраста, конечно, нельзя говорить о сколько-нибудь сформировавшемся характере. Характер — это результат длительного развития человека в процессе его практической деятельности. Характер определяется мировоззрением человека, проявляется в его отношении к труду, другим людям, самому себе, в его нравственных привычках.

Но уже в начальном школьном возрасте у детей можно заметить различия в характере, на которые учитель должен обратить серьёзное внимание при выработке основных свойств большевистского характера. Один ребёнок прилежно учится, другой ленится; один внимателен к товарищам, в другом мы замечаем черты эгоизма — он заботится только о себе; один очень высокого мнения о себе — «зазнайка», по выражению товарищей, другой, наоборот, слишком скромен в самооценке.

Есть определённые различия у детей и в волевых качествах, которые входят составной частью в содержание характера: одни инициативны, другие ждут призыва к деятельности; одни настойчивы в работе, другие быстро устают или охладевают к работе. Об этом уже говорилось при характеристике темпераментов, с которыми характер и волевая деятельность имеют некоторую связь.

Все указанные выше различия в чертах характера, в частности в волевых качествах, могут быть изменены, но меняются они под действием воспитания, требующего значительного внимания и времени. Прежде всего учителю необходимо увидеть эти черты в каждом ученике.

В развитии волевых качеств большое значение имеет создание у ребёнка увер енности в сво их силах . Учителя, произносящие общую оценку, вроде следующей: «У тебя, как всегда, всё испачкано, сделано неряшливо, масса ошибок», совершают грубую ошибку против психологии ребёнка. В сознании ученика более или менее ясно формируется следующий ответ на эти замечания: «Раз у меня всегда так, раз у меня ничего не выходит, то нечего мне и стараться».

Наоборот, всегда следует отметить то, что ребёнок хорошо сделал, чего он добился, и, спокойно указав на имеющиеся ещё в его работе недостатки, точно определить, чего он должен добиться в ближайшее время.

При невыполнении определённых заданий надо допустить временное их уменьшение, если это невыполнение зависит не от недостаточных усилий школьника, а от непосильности самих заданий для него на данном этапе его развития. Нужно, чтобы у ученика создалась уверенность в своих силах при выполнении маленьких заданий, а затем следует постепенно их увеличивать, причём всегда нужно заботиться о том, чтобы задания требовали некоторых волевых усилий, и чтобы степень этих усилий постепенно повышалась.

В воспитании отношения к труду, к другим людям и к самому себе мы ясно представляем себе цели, которых следует достигнуть в работе с учащимися. Эти цели определяются пониманием качеств большевистского характера.

Надо обратить внимание на тех школьников, наблюдаемые черты характера которых соответствуют названным требованиям, и указывать на их действия, как на пример, достойный подражания. Но при этом надо действовать очень умело, иначе у детей этого возраста (позднее это выражается ещё сильнее) образуется критическое отношение к учителю, выделяющему хороших учеников («любимчиков»), и неприязненное отношение к этим ученикам.

Часто нужно пользоваться приёмами ободряющего вызова на определённую работу того, кто, скажем, обнаруживает несколько ленивое отношение к работе: «Я думаю, что это хорошо сделает такой-то». У детей этого возраста сильно развито чувство соревнования, и это чувство нередко может возбудить энергию ребёнка.

Всем известны приёмы замечательного советского педагога А. С. Макаренко, дававшего ответственные поручения юношам, совершившим серьёзные проступки. В нашей школе есть немало примеров удачного «превращения» шалунов и дезорганизаторов в активных и дисциплинированных, если им поручалось определённое дело, в особенности если при этом учитывались их интересы.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment