Опытная проверка подобных правил о решении задач для учеников IV класса была проведена еще много лет назад Т. К. Жикалкиной.
Приводим текст памятки, составленной для учащихся по результатам проверки:
- Прочитай внимательно задачу и подумай, что означает каждое число в задаче. Постарайся представить то, о чем говорится е задаче.
- Если задача сложная, запиши кратко ее условие, начерти к ней схему или сделай рисунок.
- Прочитай вторично задачу и перескажи про. себя.
- Подумай, что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи.
- Подумай, что можно узнать из данных и условия задачи и нужно ли это знать для ответа на вопрос задачи.
- Обдумай план решения задачи.
- Реши задачу.
- Проверь ответ.
Эта памятка была составлена с участием самих детей. Сначала она использовалась в классе; учитель разъяснил, как с ней работать. Каждый ученик переписал эту памятку для себя на отдельном листке бумаги. Ученики пользовались ей при самостоятельном решении задач в классе. Когда они усвоили последовательные этапы работы над задачей, то использовали ее только дома, чтобы производить разбор задачи в определенном порядке. При систематических упражнениях порядок разбора задачи становится для школьников привычным, ученики и без обращения к тексту памятки работают над задачей так, как это в ней указано.
Само собою разумеется, что ученик при работе над заданной ему задачей в зависимости от ее содержания может пропускать некоторые из указанных в памятке этапов; так, если после первого прочтения задачи ученик понял ее содержание и связи между величинами, то не обязательно читать задачу второй раз и чертить схему.
Основными в памятке являются советы обдумать, что надо знать для ответа на вопрос задачи (указать, какие два данных необходимы для ответа на вопрос задачи) и что можно узнать из данных и условия задачи.