Вооружение учителей разносторонними знаниями

vooruzhenie uchitelej raznostoronnimi znaniyami Обучение в советской школе

Добиться серьёзных успехов в воспитании и обучении детей может только тот учитель, который обладает широким кругозором и высокой культурой, который вооружён современной педагогической теорией и знанием передовой практики.

Учителю необходимо хорошо знать современное состояние научных знаний по тем предметам, которые он преподаёт в школе, он должен постоянно следить за развитием этих знаний и изучать в то же время историю преподаваемых наук.

Большое значение имеет ознакомление учителя с научными открытиями и изобретениями великих русских людей — патриотов нашей родины: Ломоносова, Яблочкова, Менделеева, Попова, Мечникова, Павлова, Тимирязева, Мичурина, Циолковского и многих других. Изучение достижений отечественной науки и культуры расширит кругозор учителя, а также облегчит его работу по патриотическому воспитанию учащихся.

Наряду с глубоким и основательным знанием преподаваемых предметов, учителю необходимо хорошо усвоить основы педагогики, психологии и методики преподавания отдельных предметов. Эти науки помогут учителю правильно подойти к решению основных вопросов, связанных с его педагогической деятельностью.

Советская педагогика, определяя цели, задачи и содержание коммунистического воспитания подрастающего поколения, отвечает тем самым на вопрос — чему учить ? Вместе с тем она раскрывает принципы обучения и воспитания, разрешает основные вопросы организации и методики учебно-воспитательной работы и, следовательно, даёт ответ на вопрос — как учить ? Более подробные указания об организации и методах обучения и воспитания учитель находит в курсах частных методик. В них конкретно определяются формы и методы преподавания учебных предметов в целом и отдельных разделов этих учебных предметов. Психология вскрывает закономерности психической деятельности учащихся и помогает учителю более правильно организовать учебно-воспитательную работу.

Большое значение имеет также ознакомление учителей с историей педагогики. Изучение истории педагогики поможет учителю овладеть педагогическим наследством прошлого. Педагогика, как наука о воспитании, образовании и обучении подрастающего поколения, складывалась веками. Над созданием её потрудилось немало людей. Лучшие представители передовой педагогической мысли оставили много ценных высказываний о процессе обучения и воспитания, не потерявших своего значения и в наши дни. Особенно значительный вклад в педагогическую науку внесла наша отечественная прогрессивная педагогика в лице К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и других. Их высказывания необходимо изучать, критически перерабатывать, и всё ценное, передовое использовать в практике учебно-воспитательной работы.

Особенно важно и необходимо для учителя изучать и использовать в учебно-воспитательной работе высказывания основоположников марксизма-ленинизма — Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, а также выдающихся деятелей большевистской партии и Советского государства — М. И. Калинина, А. А. Жданова, Ф. Э. Дзержинского, С. М. Кирова и других — о коммунистическом воспитании подрастающих поколений.

Учителю необходимо также знать постановления партии и Советского правительства о школе и просвещении. Центральный Комитет ВКП(б) и правительственные органы опубликовали ряд важнейших директивных и законодательных документов по вопросам народного просвещения. В этих документах сформулированы основы просветительной политики Советского государства, а также даны принципиальные указания по всем основным вопросам содержания, организации и методики работы советской школы. Изучение и реализация ныне действующих постановлений партии и правительства несомненно являются одним из важнейших условий повышения качества коммунистического воспитания, образования и обучения подрастающего поколения.

Для учителя весьма важно также знание трудов таких выдающихся советских педагогов, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий.

Воспитание в советской школе коренным образом отличается от буржуазного. Советская школа строит свою учебно-воспитательную работу в иных условиях, на основе закономерностей, присущих социалистическому обществу. Поэтому учителю необходимо тщательно изучать положительный опыт учебно-воспитательной работы, накопленный советской школой за всё время её существования, использовать в своей практике лучшие образцы учебно-воспитательной работы мастеров педагогического труда. Не следует, однако, при этом механически переносить во все школы одни и те же методы и приёмы воспитания и обучения, не следует слепо копировать работу хотя бы и самых опытных учителей. Необходим творческий подход к использованию опыта, накопленного практическими работниками школ.

Важнейшей формой расширения идейно-политического и культурного кругозора учителя начальных классов и повышения его педагогической квалификации является самостоятельная работа над собой, заключающаяся в регулярном и систематическом чтении политической, педагогической и художественной литературы. Повседневная работа над собой даёт учителю возможность быть всегда на уровне тех требований, которые предъявляет к нему Советское государство. Учитель должен не только учить, но и сам постоянно учиться.

Обращаясь к учителям-орденоносцам, М. И. Калинин говорил: «Учитель отдаёт свою энергию, кровь, всё, что у него есть ценного, своим ученикам, народу. Но, товарищи, если сегодня, завтра, послезавтра вы будете отдавать всё, что у вас есть, и не будете при этом снова и снова пополнять свои знания, силы, энергию, так ведь у вас ничего не останется. Учитель с одной стороны отдаёт, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берёт всё лучшее от народа, жизни, науки, и это лучшее снова отдаёт детям. И если советский учитель хочет быть настоящим передовым учителем и сегодня и завтра, то он всегда должен идти с самой передовой частью народа. В таком случае, как бы много он ни отдавал своим ученикам, но если он питается, берёт самые лучшие черты, свойства у народа, то у него всегда будет избыток этих питательных соков для детворы».

Лучшие советские учителя неустанно заботятся о своём идейном и культурном росте, систематически повышают свою педагогическую квалификацию.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment