Сообщение новых знаний в начальной школе

soobshhenie novyh znanij v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

Дети получают на уроке знания путём:

1)    непосредственного наглядного знакомства с предметом изучения под руководством учителя;

2)            разбора с учителем подобранных им примеров, задач, текстов;

3)   описания учителем предметов, явлений, событий, отдалённых по времени или месту;

4)            чтения под руководством учителя.

При непосредственном наглядном знакомстве с предметом изучения необходимо, чтобы дети могли наблюдать его во всех деталях, изучать всесторонне. Для этого предмет изучения должен быть возможно приближен к детям. Наиболее совершенным в этом отношении методом являются экскурсии и различного рода лабораторные з анятия . Ценность экскурсий заключается в том, что дети под руководством учителя могут наблюдать и изучать предметы и явления в их естественной обстановке. На лабораторных занятиях каждому ученику даётся возможность самому делать опыты и изучать предмет, имея его в своих руках. Так, например, изучаются растения, насекомые, полезные ископаемые, некоторые свойства воздуха, газов и т. д. Однако применение метода лабораторных занятий не всегда возможно. Чаще учителю приходится ограничиваться д емон- стр ацией — показывать предмет или явление всему классу. В этих случаях необходимо, чтобы дети хорошо видели то, что они изучают. Для этого приборы следует располагать на возвышении, предмет изучения, если возможно, показывать, обходя парты, давать его в руки детям, для наблюдения явления при опытах вызывать детей к приборам и т. д.

При изучении на экскурсии или на уроке предметов и явлений учителю необходимо руководить наблюдениями детей. Первое непосредственное впечатление от предмета изучения у детей обычно расплывчато. Учитель в бе сед е с детьми должен направить их внимание на главное, основное в предмете изучения, сравнить его с другими однородными предметами, помочь детям в уяснении его внутренних сторон, раскрывая существенные и случайные его признаки. На основе тщательного анализа предмета изучения у детей образуются конкретные представления и правильные понятия о нём. Рассматривая с детьми предмет или наблюдая явления, учитель не должен торопиться с рассказом о том, что видят дети, а добиваться, чтобы они самостоятельно давали ответы на поставленные перед ними вопросы. Рассказ же учителя в данном случае дополняет и заключает беседу, расширяя и углубляя те знания детей, которые они получили в результате непосредственного наглядного знакомства с предметом изучения.

Беседа является основным методом также и при сообщении знаний путём разбора с детьми специально подобранных примеров или текстов. Анализируя отдельные примеры, учитель путём вопросов направляет внимание детей на признаки различия и сходства, выделяет постоянные признаки, а также случайные и частные и подводит детей к пониманию общего. Таким путём изучаются арифметические действия, грамматические формы, орфографические правила.

Например, для того чтобы познакомить детей с правописанием сомнительных согласных на конце слова, учитель выделяет из специально подобранного им текста группу однокоренных слов. Пусть это будут слова: дуб, дубы, дубок. Учитель обращает внимание детей на признаки сходства и различия: родственные слова имеют общую часть (дуб), но различны по своему смысловому значению. На основе звукового анализа устанавливаются ещё признаки сходства и различия: в слове дуб согласный звук б произносится неясно: в словах же дубы, дубок он произносится ясно; в слове дуб согласный звук б находится на конце, в словах же дубы, дубок он находится внутри слова перед гласным. Так же анализируется ещё ряд слов, например, глаз, глаза, глазок, луг, луга, луговой и т. д. При этом в каждой группе слов учитель обращает внимание на повторяющиеся явления: согласный звук на конце слова слышится неясно, внутри же слова перед гласным слышится ясно, независимо от того, перед каким гласным он стоит (случайный признак). Таким образом, учитель подводит детей к выводу соответствующего орфографического правила.

Приведём ещё пример. Для изучения переместительного свойства умножения учитель анализирует с детьми примеры: 4 х 6 = 24; 6 х 4 =24. Устанавливается, что в обоих случаях произведения и сомножители одинаковы, но порядок сомножителей различный. Затем производится разбор ещё ряда подобных примеров: 5 х 6 = 30; 6 х 5 = 30; 7 х 3 = 21; 3 х 7 = 21 и т. д. В них устанавливаются те же признаки сходства и различия, что и в первой паре примеров. При этом учитель обращает внимание детей на то, что произведение и сомножители в каждой паре примеров различны (случайный признак). Однако независимо от этого все рассмотренные пары примеров имеют между собой общее: произведения в каждой паре примеров равны, сомножители одинаковы, но различаются своим порядком. Путём вопросов учитель обобщает с детьми эти постоянные признаки и делает соответствующие выводы о переместительном свойстве умножения.

Обобщение в каждом из приведённых примеров образуется в сознании детей не сразу, а постепенно: анализ каждого частного случая является ступенью к пониманию общего, анализ сопровождается синте зом . Оба эти процесса идут неразрывно.

Беседа только при том условии может способствовать образованию понятий, привести детей к самостоятельным обобщениям и выводам, если она правильно построена. Основной особенностью беседы как метода обучения является активность детского мышления, возбуждаемого и направляемого вопросами учителя. Поэтому от качества вопросов зависит и достижение конечных целей беседы. Вопросы учителя должны быть содержательными, т. е. заключать в себе определённую мысль. Они должны быть последовательными, т. е. иметь внутреннюю связь между собой и направлять мышление детей к конечной цели беседы. По форме вопросы учителя должны быть краткими, точными, правильными. Каждый вопрос должен заключать в себе лишь необходимые слова, из которых содержание его совершенно понятно. Вопросы должны быть простыми, доступными каждому ученику в классе.

Задавать вопросы необходимо так, чтобы дети могли обдумать ответ. Поэтому, предложив вопрос, надо сделать небольшую паузу и не требовать от детей ответов тотчас же после вопроса. Для того чтобы охватить беседой весь класс, учитель должен спрашивать возможно большее число детей, не задерживаться подолгу на опросе одного ученика, забывая при этом остальных. Вопросы следует задавать всему классу для того, чтобы каждый ученик был готов к ответу, чтобы мысль и внимание детей к предмету беседы не ослабевали ни на минуту.

Не следует, однако, стремиться к тому, чтобы дети решительно всё, что им намерен сообщить учитель, уяснили через беседу. Если у детей нет основания для ответов, то не следует и добиваться их, а лучше объяснить эту часть материала, и, убедившись, что дети поняли, продолжать беседу. Для того чтобы сделать содержание беседы для детей более доступным, учитель должен там, где возможно, предварять и сопровождать свои вопросы наглядными объяснениями, пользуясь для этого картинами, таблицами, рисунками на доске и т. п. Таким образом, при сообщении знаний путём разбора с детьми специально подобранных примеров, задач, текстов, беседа может переходить в рассказ учителя, который является или основанием для беседы, или дополнением к тому, что дети из неё усвоили.

Основным методом сообщения знаний о предметах, явлениях или событиях, отдалённых по времени или месту, является р ассказ учителя . Учитель должен применять рассказ как активный метод обучения. Рассказ, так же как и беседа, может возбуждать мышление детей и способствовать образованию конкретных представлений и правильных понятий, если он будет удовлетворять определённым требованиям.

Рассказ должен быть по следо вательным . Части его, выступая одна за другой, должны быть логически связаны между собой. При этом главное в рассказе не должно заслоняться второстепенным, а, наоборот, подчёркиваться и доводиться до сознания детей путём тщательного объяснения.

Рассказ должен быть тесно связан с опытом детей и ранее полученными ими знаниями. Следует помнить, что новые представления только тогда будут ясными и прочными, когда они вступят в связь с имеющимися у детей представлениями и понятиями.

Рассказ должен быть точным и ясным . Дети должны представлять предмет изучения со всеми существенными признаками с такой же живостью, с какой его мыслит сам учитель.

Рассказ должен быть конкр етным , простым и доступным для детей по форме изложения. В нём не должно быть неупотребительных или громоздких, трудных для понимания выражений. Язык рассказа должен отличаться правильным произношением гласных, правильностью ударений и выговора. Конкретность рассказа достигается введением в него образных слов и выражений, сравнений, сопоставлений известного детям с неизвестным, повествования от первого лица, диалогического приёма изложения и т. д. Рассказ по возможности должен иллюстрироваться картинами, рисунками из учебника, чтением отрывков из художественных произведений. Использование в процессе рассказа наглядных пособий даёт учителю возможность вводить в рассказ элементы беседы. Это оживляет работу учителя и возбуждает мышление детей. Пользуясь наглядным пособием, учитель путём вопросов должен сосредоточить внимание детей на главном и, исходя из этого, дать в описании живое и ясное изображение изучаемого явления или события.

Рассказ должен быть эмоциональным . Дети только в том случае будут переживать рассказ, если тоном своей речи учитель будет показывать живое участие в том, что он рассказывает. Это имеет большое воспитательное значение. Так, например, воодушевленный рассказ учителя об успехах нашего социалистического строительства или о героических подвигах нашего народа в борьбе с интервентами развивает у детей чувство патриотизма и стимулирует его проявление в их общественном поведении.

Хотя рассказы очень нравятся детям и они готовы слушать хороший рассказ без конца, однако, учитель не должен злоупотреблять их вниманием. Если учитель заметит ослабление внимания, то он должен прекратить рассказ и в краткой беседе с детьми повторить его содержание. Ещё лучше, если учитель заранее разделит рассказ на логические части и после каждой части будет проводить повторение. Так следует поступать в тех случаях, когда в рассказе излагается трудный для детей материал.

Чтени е под руководством учителя является одним из основных путей приобретения детьми знаний. Чтению, обычно, предшествует беседа или рассказ учителя, вводящие детей в круг тех представлений и понятий, с которыми дети должны встретиться при чтении. Чтение сопровождается объяснениями учителя (объяснительное чтение), обеспечивающими сознательное восприятие детьми читаемого текста. Чтение завершается или заключительной беседой, подводящей детей к выводам и обобщениям по прочитанному, или различного рода иллюстративными или письменными работами, или, наконец, практическими занятиями.

При сообщении детям знаний, независимо от того, каким методом учитель пользуется, недостатком может быть и слишком большой объём представлений и схематичность изложения. Большое количество представлений может оказаться препятствием к образованию понятий. В этом случае детям трудно выбрать нужные представления и установить между ними необходимую связь. Обилие представлений не обеспечивает глубины понимания сущности знаний и может легко привести к поверхностному усвоению. Схематичность же изложения может привести к тому, что дети не усвоят основного, главного в присущих ему деталях. Глубина знаний зависит от умения учителя выделить при сообщении их основное и на нём удерживать мысль детей. Каждое представление, которое возникает в процессе изложения, должно помогать усвоению главного. Всё должно быть связано в строгую систему, без пропусков необходимых деталей, но и без излишних для данного возраста подробностей.

В процессе изложения нового материала, особенно по таким предметам, как история, география и естествознание, учителю иногда полезно обращаться к тексту учебника для того, чтобы соотнести свой рассказ с тем изложением учебного материала, которое даётся в учебнике. Особенно это уместно делать тогда, когда учебный материал труден для детей и самостоятельное разучивание его по учебнику требует предварительного чтения его с учителем.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment