Содержание работы кружка юных мичуринцев в начальных классах

soderzhanie raboty kruzhka yunyh michurinczev v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Характерной особенностью работы в этом кружке является соединение изучения природы с разнообразной практической деятельностью. Так, юные мичуринцы изучают растения, выращивая их в уголке природы и на пришкольном участке, знакомятся с животными, ухаживая за ними, и т. д. Практические работы составляют основу деятельности юных мичуринцев.

Вполне доступны и соответствуют интересам юных мичуринцев начальной школы следующие виды практических работ: а) изучение окружающей природы и сбор природного материала, б) уход за растениями и животными в уголке живой природы, в) работа на пришкольном участке и в школьном саду по выращиванию овощей, цветов, плодово-ягодных растений, г) участие в массовых кампаниях, проводимых всей школой, как-то: День леса, День птицы, Неделя сада и др., д) оформление результатов наблюдений и работ в виде коллекций, гербариев и других наглядных пособий, г) уход за мелкими животными — курами, кроликами (при наличии соответствующих условий).

При изучении окружающей природы внимание юных мичуринцев должно быть направлено на наблюдения сезонных изменений в природе. Наблюдения ведёт каждый член кружка. Начинающие кружковцы отмечают только характерные признаки сезона, более старшие ведут систематические ежедневные наблюдения над температурой, осадками, ветром. Результаты наблюдений оформляются в виде макетов («Весна», «Лето», «Осень», «Зима»), в виде календаря природы (тоже по сезонам) или в форме стенной газеты («Весна пришла», «Настало лето», «Наступает осень», «Пришла зима»). С большим интересом члены кружка участвуют в экскурсиях-походах за грибами, ягодами, семенами деревьев (для посева). Организуются также экскурсии для ознакомления с местными горными породами, с деятельностью воды и ветра в природе и для сбора полезных ископаемых.

В уголке живой прир оды юные мичуринцы с ранней весны проводят наблюдения над распусканием веток деревьев, поставленных в воду, выращивают лук «на перо», проращивают семена, предназначенные для посева, выращивают рассаду капусты, помидоров, цветочных растений. Вполне посильны для них опыты, выясняющие условия прорастания семян (проращивание в различных температурных условиях, полное погружение семян в воду).

В уголке природы юные мичуринцы занимаются разведением комнатных растений, знакомятся с их особенностями, приобретают навыки ухода за ними, перевалки и пересадки растений, размножения их черенками.

Уход за комнатными растениями убеждает детей в том, что у разных растений наблюдается различная потребность в свете и влаге (теневыносливое растение — аспидиструм, или «дружная семейка»; засухоустойчивые

Кормушка для зимующих птиц.

— кактус, алоэ или столетник; требующие обильной влаги — папирус и т. п.).

Можно поставить и опыты, давая одинаковую поливку (недостаточную или, наоборот, обильную) двум растениям, имеющим различную потребность в отношении влаги (кактус и примула), или поместив в тёмный угол два растения с различной потребностью к свету («дружная семейка» и герань).

Ухаживая за различными животными (рыбы, лягушки, тритоны, жабы, ящерицы, ежи, белки и др.), составляющими население уголка природы, юные мичуринцы знакомятся с различными потребностями каждого из них в определённых условиях жизни и изучают их строение.

В уголке природы можно поставить наблюдения над развитием различных насекомых, как вредных (например, капустная белянка, боярышница), так и полезных (тутовый и дубовый шелкопряды).

Все наблюдения в уголке природы записываются в дневники, сопровождаются соответствующими зарисовками и сбором материала.

Работы на пришкольном участке занимают наиболее видное место в деятельности юных мичуринцев. Именно здесь при выращивании растений и проведении хотя и несложных сельскохозяйственных опытов юные мичуринцы имеют возможность на практике подойти к пониманию основ мичуринского учения по управлению развитием растений и переделке их.

На пришкольном участке юные мичуринцы могут выращивать самые разнообразные растения — овощные, плодово-ягодные, цветочно-декоративные.

Овощи можно выращивать разнообразные, начиная с самых обыкновенных, не требующих особенного ухода, и кончая выращиванием семян двулетних растений (капусты, свёклы, моркови). Мичуринцы, работающие не первый год в кружке, могут вырастить на коллекционном участке «новые» растения: коксагыз, канатник, ревень, земляную грушу, нут, арахис и др. (различные для разных местностей). Все работы кружковцы выполняют сами, параллельно проводя наблюдения над развитием растений.

На пришкольном участке кружок может поставить много интересных опытов, помогающих пониманию основ мичуринского учения. Так, многие доступные для младших юннатов опыты показывают наличие определённых потребностей для своего развития у каждого растения:

а)    посев моркови и свёклы в глубоко- и мелковскопанную почву убеждает в необходимости глубокой вскопки для хорошего развития корнеплодов этих растений;

б)    опыты с прореживанием на различные расстояния этих же растений (несколько рядков можно оставить и совсем без прореживания) показывают необходимость предоставления растениям определённой площади питания;

в)    опыты с посевом в один и тот же срок раннеспелой капусты (например, сорта «номер первый», требующего для своего развития 100—125 дней) и позднеспелой (например, сорта «московская поздняя», поспевающего через 150—170 дней) показывают, что различные сорта даже одного и того же растения нуждаются в различных сроках для своего развития;

г)    опыты с выращиванием теплолюбивых растений (помидоров, тыкв, дынь и др.) рассадой в парниках или в уголке живой природы и попытки вырастить их при раннем посеве в грунт, например одновременно с посевом моркови, убедительно показывают различие потребностей у разных растений в отношении тепла.

Можно провести опыты, показывающие, как созданием благоприятных условий можно способствовать развитию растений, добиваясь увеличения их урожайности. Сюда относятся различные опыты с применением удобрений и летних подкормок (например, картофеля — золой, капусты —

навозной жижей и др.), с выращиванием картофеля с окучиванием и без окучивания и т. п.

Управление развитием растений можно продемонстрировать такими опытами:

а)      посадкой картофеля неяровизированными и яровизированными на свету клубнями;

б)      выращиванием помидоров без пасынкования и с пасынкованием (т. е. удалением излишних побегов, образующихся в пазухах листьев — «пасынков», а также верхушек после образования завязи в достаточном количестве);

в)      прищипкой огурцов (удалением верхушечной почки после образования третьего или четвёртого настоящего листа) сначала на главной, а потом на боковых ветвях.

Доступны для юных мичуринцев и некоторые опыты, показывающие возможность улучшения и переделки природы растений. Так, в южных и центральных областях кружок может провести летние посадки картофеля, улучшающие, как доказал Т. Д. Лысенко, качество посевного материала. Можно также рекомендовать отбирать лучшие экземпляры выращиваемых растений и плоды их оставлять на семена.

Переделку природы растений можно проиллюстрировать выращиванием грунтовых, холодостойких помидоров, выведенных в последнее десятилетие на Грибовской опытной станции (Московская обл.) А. В. Алпатовым. Сорта «грибовский грунтовый», «грунтовый скороспелка» вполне вызревают, например, в условиях Московской области при посеве непосредственно в грунт, благополучно переносят небольшие заморозки, от которых остальные сорта помидоров сразу же погибают.

Выведенные на этой же станции сорта помидоров «плановый», «штамбовый — крупноплодный» не нуждаются в подвязке и пасынковании, развивая толстый устойчивый стебель («штамб»).

Если удастся достать семена, то рекомендуется с той же целью демонстрации успехов советских учёных по переделке природы растений вырастить баклажаны сорта «ранний карликовый», вызревающие на Грибовской станции под Москвой к 10 июля, или перец сортов «ранний круглый», «отборный северный», которые также вызревают в Московской области.

Следует поставить опыты с выращиванием дынь и арбузов в центральных областях, используя для посева семена новых раннеспелых сортов, например дыни «грибовской грунтовой» или «грибовской 13».

В порядке демонстрации с помощью руководителя возможно поставить опыт с посевом яровизированных семян озимой пшеницы, сделать прививки дыни на тыкву или помидора на картофель.

Большое место в работе кружка юных мичуринцев должно занять выращивание разнообразных цветочных растений как однолетних

Юные цветоводы Птицеградской школы (Московской обл.).

(настурция, душистый горошек, ноготки и др.), так и многолетних (флоксы, маки, люпины и др.). Набор их может быть очень разнообразен. При наличии подходящего овощехранилища можно выращивать и клубнелуковичные растения — тюльпаны, георгины, гладиолусы.

С цветочными растениями также можно поставить опыты, подобные тем, которые рекомендованы для овощных растений: сроки посева, применение удобрений и летних подкормок, удаление части цветков и т. п. Особенно рекомендуется провести опыт с грунтовыми посевами различных однолетников (петуний, ноготков, астр, львиного зева и др.), проведя посевы в грунт в различные сроки — под зиму, ранней весной, в мае.

Из работ в школьном с аду наиболее доступными для юных мичуринцев младшего возраста являются работы с ягодниками — земляникой, смородиной, крыжовником, малиной. Кружковцы могут заняться ими более основательно, чем остальные школьники. Прежде всего следует развести различные сорта земляники («комсомолка», «рощинская», «мысовка», «белая ананасная» и др.), смородины чёрной («лия плодородная», «голиаф» и др.), смородины красной («голландская красная», «чулковская» и др.), смородины белой, крыжовника («финик зелёный», «варшавский», «мысов- ский 37», «чёрный мавр» и др.), малины («усанка», «техас», «русская» и др.).

В дополнение к размножению смородины черенками юные мичуринцы могут заняться разведением крыжовника отводками и зелёными черенками (небольшие черенки молодых веточек, только что начинающих деревенеть, размером 6—7 см, высаживаются в парник в конце июня).


С размножением земляники и смородины можно поставить силами кружка ряд опытов: а) посадка земляники в различные сроки в конце лета (в конце августа — начале сентября) и ранней весной; б) со сроками посадки черенков смородины (через 10 дней, начиная с конца апреля); в) с длиной черенков (5, 10, 15, 20 см); г) с мульчированием посадок черенков
смородины и земляники (без мульчи, с различными видами мульчи — навоз, торф, солома, специальная мульчбумага); д) с посадкой черенков из различных частей однолетнего побега — основной, средней, верхушечной.

Больше работ, чем остальные школьники, могут провести юные мичуринцы и в плодовом саду. С помощью руководителя они могут заложить питомник плодовых деревьев, постепенно проводя в нём все работы от стратификации семян вплоть до прививок культурных сортов к дичкам.

Посадка в школьном саду мичуринских сортов плодово-ягодных растений даёт возможность ознакомить детей на конкретных примерах с достижениями И. В. Мичурина по переделке природы.

Работая в саду, юные мичуринцы проводят наблюдения над развитием посаженных растений, ведут борьбу с вредителями сада.

Новой увлекательной работой для юных натуралистов-мичуринцев является посильное участие их в осуществлении плана великих работ по созданию полезащитных лес онас аждений . Юннаты всегда активно участвовали в организации и проведении Дня леса — одного из наиболее распространённых в наших школах массовых мероприятий. В настоящее время после постановления партии и правительства «О плане полезащитных насаждений…» участие школьников в лесонасаждениях должно быть значительно расширено. Юные мичуринцы должны выступать «застрельщиками» в этом направлении. Они могут организовать работу по сбору семян древесных пород своей местности — дуба, клёна, ясеня, лиственницы и др. Отсортированные и высушенные семена передаются в ближайший государственный или колхозный питомник. Часть семян юные мичуринцы могут высеять в своём школьном питомнике.

Значительную помощь могут они оказывать и в проведении посадок, особенно, если увлекут за собой всех школьников и помогут учителям организовать их.

И, наконец, большую роль могут сыграть юные мичуринцы в охране сделанных посадок, в проведении с этой целью разъяснительной работы среди всего детского населения.

Юные мичуринцы активно участвуют и в организации других массовых кампаний — Дня птиц, Недели сада и др. Они могут подготовить выставку, выпустить стенную газету, организовать специальные беседы или вечера. На долю кружка обычно приходится и дальнейшее закрепление проведённых работ: уход за посаженными растениями, наблюдения над заселением развешенных скворешен и т. п., а также участие вместе с учителями в подведении итогов.

Все наблюдения и работы юных мичуринцев должны получить завершение и соответствующее оформление. Наблюдения над сезонными изменениями в природе оформляются в виде макетов, календаря природы, специальных номеров стенной газеты. Из материалов, собранных в природе, изготовляются гербарии (культурных растений, сорняков, растений леса и другие), коллекции — местных горных пород, полезных ископаемых, вредных насекомых и т. д.

Необходимо оформить и результаты самостоятельных работ и наблюдений. Каждая самостоятельная работа — будет ли это простое наблюдение над жизнью какого-нибудь животного в уголке природы, или опыт на пришкольном участке, — так или иначе оформляется, иногда в виде дневника с зарисовками, иногда в виде стенных таблиц с рисунками и засушенным материалом. В работах по оформлению юным мичуринцам предоставляются широкие возможности для проявления инициативы и творчества.

Там, где имеются соответствующие базы, юные мичуринцы могут заняться разведением домашних птиц (кур, гусей, уток) и кроликов. Эти работы ценны тем, что они дают возможность на практике усвоить основы ухода за домашними животными (устройство помещения, его оборудование, кормление в соответствии с потребностями данного животного и т. д.) и приобрести некоторые навыки в этой области.

Юные мичуринцы сельской школы могут заняться также выращиванием молодняка крупных животных, взяв шефство над телятами и жеребятами в колхозе.

Особенная ценность работ по животноводству заключается в том, что дети на практике убеждаются в значении использования и в животноводстве мичуринского учения о переделке природы.

Само собой разумеется, что все перечисленные выше работы члены одного кружка в течение года и даже двух лет выполнить не могут. Руководитель кружка должен составить конкретную программу работы кружка, приняв во внимание местные условия, особенности окружающей природы и сельского хозяйства, условия работы, а также интересы как детей, так и свои личные. Как уже указывалось, с учащимися начальных классов можно вести работу во всех указанных направлениях, но на практике одни кружки будут больше заниматься выращиванием овощей, другие — садоводством, третьи — сбором природного материала и т. д. Особенно заметна будет разница между кружками школ городских и школ сельских. В первых всегда будут преобладать наблюдения природы, сбор природного материала, а во вторых, наряду с этими работами, будут проводиться и практические работы по сельскому хозяйству.

В качестве конкретного примера содержания работы кружка юных мичуринцев можно привести отчёт о работе кружка одной из сельских начальных школ, проделанной в течение второго полугодия:

«1. В зимний период члены кружка вели наблюдения за зимующими птицами (узнали, какие птицы зимуют в лесах и какие около человеческого жилья). Устраивали кормушки возле школы.

2.    Проверяли всхожесть семян льна и овса для колхоза.

3.   Провели подготовку к весеннему прилёту птиц: произвели ремонт старых скворешен около школы и домов, сделали несколько новых скворешен. Вели журнал прилёта птиц (наблюдали, какие прилетели первыми, какие позднее).

4.   Наблюдали за разливом своей реки: когда река вышла из берегов, когда тронулась и когда снова вошла в берега.

5.    Собрали гербарий первых весенних цветов.

6.   Провели яровизацию клубней картофеля, высадили в грунт яровизированный и неяровизированный картофель. Наблюдали за всходами и их развитием.

7.   Посеяли цветочные семена и наблюдали за их развитием. Проводили подкормку всходов. Приготовили клумбы для высадки цветочной рассады.

8.    Вырастили рассаду помидоров и высадили её в грунт.

9.   Высадили 100 кустов мичуринской клубники, 100 кустов чёрной смородины и посадили на усадьбе школы 50 декоративных деревьев».

Выполнение юными мичуринцами указанных практических работ, сопровождаемое соответствующими объяснениями учителя, даёт им ценные знания о растениях и животных и понимание жизни последних на основе мичуринского учения.

Объём таких знаний будет различен в зависимости от состава кружка, содержания работы, продолжительности пребывания в кружке. Задача руководителя, — следить за ростом отдельных членов кружка, последовательно вводя новые работы, дающие новые знания. Если кружок работает второй год, то надо наметить более сложные работы, расширяющие знания кружковцев. Это повысит интерес детей к занятиям в кружке и будет хорошим стимулом для углубления и расширения их практической деятельности.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment