I. Мобилизующий этап
На доске запись:
Учитель. Рассмотрите данную запись на доске. Сформулируйте к ней задание.
Ученик. Надо к слогам ча, ро, гу прибавить одинаковый слог, состоящий из согласного и гласного, чтобы получилось три разных слова.
Учитель. Какой слог надо прибавить? Какие у вас получились слова?
Ученик. Надо прибавить слог ща. Тогда получатся слова чаща, роща, гуща. (Учитель записывает эти слова на доске.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Определите, какая согласная буква есть в каждом из составленных слов. Установите, какой она может быть, если с нее начинается первое слово в предложении, и какой она будет, если пишется в середине слова. Сформулируйте тему урока.
Ученик. В каждом из слов (чаща, роща, гуща) есть буква щ. Если с нее начинается первое слово в предложении, то она будет заглавной. Если буква щ пишется в середине слова, то она будет строчной. Значит, тема урока: «Строчная и заглавная буква щ, Щ». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Зная тему, поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать заглавную и строчную букву щ, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию строчной и заглавной буквы щ, Щ
1) ознакомление учащихся с написанием элементов строчной буквы щ;
2) письмо учащимися строчной буквы щ в воздухе;
3) письмо учащимися строчной буквы щ по образцу и самостоятельно с последующей самооценкой;
4) ознакомление учащихся с написанием заглавной буквы Щ;
5) письмо учащимися заглавной буквы Щпо образцу и самостоятельно с последующей самооценкой;
6) письмо буквосочетаний с предварительным формулированием учащимися закономерности записи: Ща щу Щаа щщу…
(Мы будем писать заглавную и строчную букву щ. Заглавную будем писать с гласной я, строчную с гласной у. При последующем написании в буквосочетаниях с заглавной буквой Щ число гласных а увеличивается на одну, а в буквосочетаниях со строчной щ на одну увеличивается число букв щ.)
V. Письмо слов
На доске записаны слова:
щука, борщ, щи, лещ
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Объедините эти слова в пары по смыслу. Обоснуйте свои действия.
Ученик. Можно объединить слова щука и лещ. Они обозначают названия рыб. (Учащиеся записывают первую пару.)
Ученик. Можно объединить слова щи и борщ. Это блюда. (Учащиеся записывают вторую пару слов.)
VI. Письмо предложения
На доске запись: … и каша – … наша.
Учитель. Восстановите в этом предложении пропущенные слова. Они должны соответствовать теме урока. (Учащиеся выполняют задание. Правильный вариант: Щи и каша – пища наша. Предложение записывается с комментированием.)
Дополнительные задания:
– Назовите слова, в которых не ставится ударение.
– Укажите слова, в которых все согласные мягкие.
VII. Итог урока
Уч ль. Расскажите, что нового вы узнали на уроке.
VIII. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007