I. Мобилизующий этап
На доске запись:
Учитель. Рассмотрите запись. Скажите, какие здесь записаны слова. В первом и втором слове пропущены две одинаковые буквы. В третьем – одна из них. Назовите эти слова. (Учащиеся выполняют задание. Правильный ответ: поэт, алоэ, эмблема. Слова пишутся учителем на доске полностью.)
II. Словарная работа
Учитель. Скажите, что такое алоэ?
Ученик. Алоэ – это южное растение с толстыми мясистыми листьями; в наших условиях разводится как домашнее лекарственное растение. (Учитель показывает изображение цветка.)
Учитель. Как вы понимаете слово эмблема?
Ученик. Эмблема – это условное обозначение какого-либо явления. Например, голубь – эмблема мира. (Учитель показывает несколько разных эмблем: эмблему мира, медицинскую и др.)
III. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Еще раз посмотрите на записанные на доске слова. Найдите в них одинаковую букву. Установите, какая она: заглавная или строчная. Подумайте, какую первую букву (заглавную или строчную) вы написали бы в имени Эвелина. Сформулируйте тему сегодняшнего урока письма.
Ученик. В словах поэт, алоэ, эмблема одинаковая буква – строчная э. В слове Эвелина первая буква – заглавная Э, потому что это имя. Значит, тема сегодняшнего урока: «Строчная и заглавная буква э, Э». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Зная тему, поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную и заглавную букву э, Э, буквосочетания и слова с этой буквой.
IV. Упражнение для подготовки руки к письму
V. Работа в прописях по написанию строчной и заглавной буквы а, Э
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы э;
2) письмо учащимися строчной буквы э на планшете;
3) письмо учащимися строчной буквы э по образцу и самостоятельно;
4) ознакомление и письмо заглавной буквы Э;
5) письмо учащимися буквосочетаний с предварительным формулированием закономерности записи:
Ээ Эээ (количество заглавных Э не меняется, а количество строчных э увеличивается на одну.)
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
Учитель. Вспомните слова, с которыми вы работали в начале урока. Мы их сей- ЧИ1 запишем, нов другом порядке. Первым напишем слово, в котором согласных и больше, чем гласных. Какое это слово?
Ученик. Это слово эмблема. (Учащиеся записывают слово с комментированием )
Учитель. Вторым запишем слово, в котором все согласные звуки глухие. Назо- мпи- это слово.
3 ч-к. Это слово поэт. (Учащиеся записывают слово.)
Учитель. Какое осталось слово?
Ученик. Осталось слово алоэ. (Учащиеся записывают слово.)
Учитель. А теперь вспомните имена людей, которые начинаются с буквы Э, и мы лгпниием одно из них. (Учащиеся записывают имя.)
VIII. Письмо предложения
Учитель. Мы говорили сегодня об эмблемах. Несколько эмблем я вам показала. Сейчас вам надо составить устную эмблему из одного предложения для профессии электрика, строителя или артиста. В эмблеме должно быть как можно больше слон, и которых есть буква Э.
Учащиеся делятся на три группы. Каждая работает с одной из эмблем. При необходимости учитель может предоставить материал в справке: этажи домов, к трада, электрический звонок и т.д. Проводится проверка. Возможные варианты in иегов:
Эмблема электрика – это электрический звонок.
Эмблема строителя – это этажи домов.
Эмблема артиста – это разноцветная эстрада.
IX. Итог урока
Учитель. Расскажите, что нового вы узнали на уроке и о ваших впечатлениях от работы.
X. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007