I. Мобилизующий этап
На карточках запись:
(СПРАВКА: объегорил, съеденья, разъярён, съесть, съёжасъ.
Учитель. Прочитайте стихотворение В. Лунина, в котором некоторые слова заменены на подчеркнутые. Используя слова из справки, восстановите текст стихотворения. (Учащиеся работают в парах или группах. Проводится проверка. Правильный вариант:
Болк ужасно разъярен –
Съесть ежа не может он.
Ёж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжасъ, выставил иголки –
Объегорил злого волка.
выясняется значение слова объегорил.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Найдите в каждом восстановленном в стихотворении слове одинаковую букву, которая не обозначает звука. Назовите еще одно слово из этого стихотворения с такой же буквой. Сформулируйте тему урока.
Ученик. В словах разъярен, съесть, съеденья, съёжасъ, объегорил есть одинаковая буква, которая не обозначает звука. Это твердый знак. Он есть и в слове съедобен. Значит, тема урока: «Твердый знак». (Учитель записывает тему урока.)
Учитель. Тему урока мы установили. Теперь поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать твердый знак, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию ъ
1) ознакомление учащихся с написанием твердого знака;
2) письмо учащимися твердого знака по образцу и самостоятельно;
3) письмо буквосочетаний с твердым знаком: ъе ъю ъя ъё
Учитель. Запишите данные буквосочетания, ориентируясь на порядок изучения гласных букв. (Учащиеся выполняют задание.)
V. Физкультминутка для отдыха
VI. Письмо слов
Учитель. Посмотрите на эту запись. Сформулируйте задание.
Ученик. В каждую схему надо добавить указанное количество букв, чтобы получилось слово.
Учитель. Добавьте нужную букву в первую схему. Назовите слово. (Учащиеся выполняют задание. Возможные ответы: съезд, въезд.)
Учитель. Запишем слово съезд, предварительно подобрав к нему слово, отвечающее на вопрос какой? (Слушаются ответы учащихся. Возможные варианты: важный съезд; большой съезд. Запишите словосочетание, в котором одна буква не обозначает звука. Далее проводится аналогичная работа со словами объезд и подъезд.)
VII. Письмо предложения
На доске или карточке запись:
Говорила мышка мышке:
– До чего люблю я книжки!
Не могу я их прочесть,
Но зато могу их съесть.
(С. Маршак)
Учитель. Прочитайте стихотворение С. Маршака. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Исходя из содержания стихотворения, дайте совет мышке, чтобы он соответствовал теме урока. (Возможный вариант: Не надо съедать книжки! Предложение записывается учащимися с комментированием.)
VIII. Итог урока
Учитель. Что нового вы узнали на уроке?
IX. Рефлексия
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007