I. Мобилизующий этап
На доске запись:
УМ ФАНМИ ФУФАЙМКА, УМ ФАМИ ТУФМЛИ.
Учитель. Уберите из этой записи согласную букву, которая имеется в каждом слове. Прочитайте то, что осталось.
Ученик. У Фани фуфайка, у Фаи туфли.
Учитель. Значение какого слова в этой скороговорке вам непонятно?
Ученик. Непонятно значение слова фуфайка.
Учитель. Может быть, кто-то может объяснить значение слова фуфайка. (Слушаются ответы детей. При необходимости учитель их корректирует. Фуфайка это теплая вязаная рубашка. Проводится работа с детьми по произнесению скороговорки.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Назовите согласную букву, с которой начинаются три слова из скороговорки. Найдите разницу в написании этой буквы. Сформулируйте тему урока, учитывая одинаковое написание буквы в двух словах.
Ученик. С буквы Ф начинаются слова Фани, фуфайка, Фаи. В слове фуфайка пишется строчная буква ф. В словах Фани и Фаи – заглавная. В двух словах пишется заглавная буква Ф, поэтому тема урока: «Заглавная буква Ф». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Тема установлена. Поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать заглавную букву Ф, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию заглавной буквы Ф
1) ознакомление учащихся с написанием заглавной буквы Ф;
2) письмо учащимися заглавной буквы Ф на планшете или через прозрачную пленку;
3) письмо учащимися заглавной буквы Ф в прописи по образцу и самостоятельно с последующей взаимопроверкой;
4) письмо буквосочетаний:
Учитель. Мы запишем два буквосочетания. Первое буквосочетание является первым слогом в словах Фани и Фай. Назовите его.
Ученик. Это буквосочетание Фа. (Учитель пишет буквосочетание. Указывает способ соединения букв в нем. Далее учащиеся пишут это буквосочетание.)
Учитель. Во втором буквосочетании к заглавной Ф присоединяется первая гласная из слова стены. Назовите это буквосочетание.
Ученик. Это буквосочетание Фе. (Проводится аналогичная работа с буквосочетанием Фе.)
V. Физкультминутка для отдыха
VI. Письмо слов
На доске записаны слова: Фая, Фаня, Федор.
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Назовите общие признаки этих слов.
Ученик. Все слова обозначают имена людей. Они пишутся с заглавной буквы Ф.
Ученик. В этих словах по два слога.
Ученик. Ударение падает в них на второй слог. И т.д.
Учитель. Запишите эти слова по порядку уменьшения в них согласных букв. (Учащиеся записывают слова, обосновывая свой выбор.)
VII. Письмо предложения

СПРАВКА: Феб, Фокс.
Учитель. Прочитайте первое полное предложение, второе – с пропущенными словами и слова в справке. Сформулируйте задание.
Ученик. Во второе предложение вместо схем надо добавить слова из справки. В первом слове должно быть четыре звука, во втором – три. (Слушаются ответы учащихся.)
Учитель. Запишите предложение, которое больше соответствует теме урока. (Учащиеся обосновывают свой выбор и с комментированием записывают второе предложение.)
Учитель. Найдите в предложении слово, в котором не проверяется первая гласная. Подчеркните эту букву.
VIII. Итог урока
Учитель. Сравните свою работу на уроке с поставленной целью. Сделайте вывод.
IX. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007