Урок 56. Тема: Строчная буква ф

urok 56 tema strochnaya bukva f Уроки письма в 1 классе

I.     Мобилизующий этап

На доске два ряда карточек с буквами:

Учитель. Перед вами два ряда букв. Поставьте в нижнем ряду буквы так, чтобы их порядок был таким же, как в верхнем. (Учащиеся выполняют задание, обосно­вывая свои действия так, чтобы в результате у них получился текст – описание своих действий. Например: Букву я? надо вынести за строку. На освободившееся место поставить букву с. Букву я передвинуть на первое место, букву т поставить на второе. Теперь в каждом ряду буквы стоят в одинаковом порядке.)

Учитель. Скажите, что есть общее в буквах, с которыми вы сейчас работали. (Все буквы обозначают глухие согласные звуки.)

Учитель. Какие буквы можно к ним добавить? Объясните, почему это возможно. ( Учащиеся выполняют задание.)

II.     Словарная работа

Учитель. Мы сейчас познакомимся с новым словом. Вам надо установить, ка­кие это слово, предварительно назвав каждую его букву. Буквы вы определите по моему сообщению об их написании. Начнем с последней буквы. (Учитель дает комментарий о написании букв по методике В. Илюхиной. Если учитель не рабо­тает по методике В. Илюхиной, можно использовать другой вариант нахождения букв.)

Вариант II

Последняя буква дважды встречается в слове кукла (к).

Вторая с конца искомого слова буква является ударной в слове стоит (и).

Перед ней находится буква, которая является заглавной в слове Наташа (н).

Перед ней стоит буква, с которой начинается третий слог в слове кактусы (с).

Перед ней находится буква, которая в слове руки обозначает твердость пре­дыдущего согласного (у).

Перед ней стоит такая же буква, как первая (к).

Перед ней – гласная в слове сом (о).

III.     Формулирование учащимися темы и цели урока

Учитель. Определите, какой буквы не хватает, чтобы получилось слово, и сфор­мулируйте тему для урока письма.

Ученик. Чтобы получилось слово, не хватает буквы ф. Значит, тема сегодняшне­го урока: «Письмо буквы ф». (Учитель открывает или записывает тему урока на доске.)

Учитель. Учитывая тему и пользуясь опорной записью, поставьте цель урока.

Ученик. Цель урока: учиться писать букву ф, сочетания с буквой ф: слова с бук­вой ф.

Учитель. Прежде чем приступить к работе над целью урока, давайте вернемся к слову фокусник. Скажите, кто такой фокусник. (Учащиеся рассуждают и форму­лируют лексическое значение слова фокусник.)

IV.    Работа в прописях по написанию буквы ф

1)    ознакомление с элементами буквы ф;

2)    письмо буквы ф под счет;

3)    письмо по образцу;

4)    письмо буквы ф самостоятельно.

V.    Написание буквосочетаний с буквой ф в прописях

Учитель. Я буду показывать картинки. Вы должны назвать изображенные на них предметы и определить, какое буквосочетание из каждого слова мы напишем. Оно должно соответствовать теме урока. (Учащиеся выделяют слоги, в состав которых входит буква ф. Учитель записывает их на доске. Дети устанавливают способ соединения букв.

Используемые слова: филин, фасоль, фигура, шарфы.)

Учитель. Напишите буквосочетания со средним соединением (далее – с верх­ним) .

VI.     Письмо в прописях

Учитель. Прочитайте слова в прописях на стр……… Скажите, что их объединяет.

(Во всех словах есть буква ф. Они обозначают предметы и т.д.)

Учитель. Напишите слово, которое можно выделить по нескольким признакам. (Например: выделяется слово телефон из трех: телефон, фикус, фокус.)

Учитель. Разделите написанные слова на слоги, поставьте ударение.

Учитель. Пока мы с вами писали слова телефон и фокус, фокусник поменял ударный гласный в слове форма на другие, которые обозначают мягкость преды­дущего согласного. В результате получились два новых слова. Какие это слова? {Фирма, ферма.)

Учитель. Напишите слова фирма, ферма в алфавитном порядке, который под­сказывает вторая гласная, находящаяся в них. (Учащиеся пишут ферма, фирма с комментированием. Обсуждают лексическое значение этих слов.)

Учитель. У нашего фокусника есть сладости, которые он очень любит. Опреде­лите их. Первая часть этого слова является вторым слогом в слове заварит (ва). Вторая часть – буква по теме урока (ф). Третья часть – непарный звонкий со­гласный в слове лес (л). Четвертая часть – безударный гласный в слове зима (и). Какое получилось слово? (Вафли.)

Учащиеся самостоятельно пишут слово вафли. Подчеркивают буквы, обозна­чающие твердые согласные звуки.

VII.      Письмо предложения

На доске написаны предложения:

Горит яркий……

Растет стройный……

СПРАВКА: фикус, фонарь.

Учитель. Прочитайте незаконченные предложения. Познакомьтесь со справкой. ( формулируйте задание к упражнению. (Закончить предложения, вставив в них подходящие по смыслу слова из справки. Учащиеся выполняют задание.)

Учитель. Нашему фокуснику хочется, чтобы вы написали предложение, в сло­нах которого большее количество букв, обозначающих звонкие согласные звуки. (Школьники записывают с комментированием предложение Растет стройный фикус.)

Учитель. Найдите слово, в котором все согласные глухие (фикус). На какие груп­пы их можно разделить (мягкие и твердые).

VIII.      Итог урока

IX.    Рефлексия

Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment