I. Мобилизующий этап
На доске два ряда карточек с буквами:

Учитель. Перед вами два ряда букв. Поставьте в нижнем ряду буквы так, чтобы их порядок был таким же, как в верхнем. (Учащиеся выполняют задание, обосновывая свои действия так, чтобы в результате у них получился текст – описание своих действий. Например: Букву я? надо вынести за строку. На освободившееся место поставить букву с. Букву я передвинуть на первое место, букву т поставить на второе. Теперь в каждом ряду буквы стоят в одинаковом порядке.)
Учитель. Скажите, что есть общее в буквах, с которыми вы сейчас работали. (Все буквы обозначают глухие согласные звуки.)
Учитель. Какие буквы можно к ним добавить? Объясните, почему это возможно. ( Учащиеся выполняют задание.)
II. Словарная работа
Учитель. Мы сейчас познакомимся с новым словом. Вам надо установить, какие это слово, предварительно назвав каждую его букву. Буквы вы определите по моему сообщению об их написании. Начнем с последней буквы. (Учитель дает комментарий о написании букв по методике В. Илюхиной. Если учитель не работает по методике В. Илюхиной, можно использовать другой вариант нахождения букв.)
Вариант II
Последняя буква дважды встречается в слове кукла (к).
Вторая с конца искомого слова буква является ударной в слове стоит (и).
Перед ней находится буква, которая является заглавной в слове Наташа (н).
Перед ней стоит буква, с которой начинается третий слог в слове кактусы (с).
Перед ней находится буква, которая в слове руки обозначает твердость предыдущего согласного (у).
Перед ней стоит такая же буква, как первая (к).
Перед ней – гласная в слове сом (о).
III. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Определите, какой буквы не хватает, чтобы получилось слово, и сформулируйте тему для урока письма.
Ученик. Чтобы получилось слово, не хватает буквы ф. Значит, тема сегодняшнего урока: «Письмо буквы ф». (Учитель открывает или записывает тему урока на доске.)
Учитель. Учитывая тему и пользуясь опорной записью, поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать букву ф, сочетания с буквой ф: слова с буквой ф.
Учитель. Прежде чем приступить к работе над целью урока, давайте вернемся к слову фокусник. Скажите, кто такой фокусник. (Учащиеся рассуждают и формулируют лексическое значение слова фокусник.)
IV. Работа в прописях по написанию буквы ф
1) ознакомление с элементами буквы ф;
2) письмо буквы ф под счет;
3) письмо по образцу;
4) письмо буквы ф самостоятельно.
V. Написание буквосочетаний с буквой ф в прописях
Учитель. Я буду показывать картинки. Вы должны назвать изображенные на них предметы и определить, какое буквосочетание из каждого слова мы напишем. Оно должно соответствовать теме урока. (Учащиеся выделяют слоги, в состав которых входит буква ф. Учитель записывает их на доске. Дети устанавливают способ соединения букв.
Используемые слова: филин, фасоль, фигура, шарфы.)
Учитель. Напишите буквосочетания со средним соединением (далее – с верхним) .
VI. Письмо в прописях
Учитель. Прочитайте слова в прописях на стр……… Скажите, что их объединяет.
(Во всех словах есть буква ф. Они обозначают предметы и т.д.)
Учитель. Напишите слово, которое можно выделить по нескольким признакам. (Например: выделяется слово телефон из трех: телефон, фикус, фокус.)
Учитель. Разделите написанные слова на слоги, поставьте ударение.
Учитель. Пока мы с вами писали слова телефон и фокус, фокусник поменял ударный гласный в слове форма на другие, которые обозначают мягкость предыдущего согласного. В результате получились два новых слова. Какие это слова? {Фирма, ферма.)
Учитель. Напишите слова фирма, ферма в алфавитном порядке, который подсказывает вторая гласная, находящаяся в них. (Учащиеся пишут ферма, фирма с комментированием. Обсуждают лексическое значение этих слов.)
Учитель. У нашего фокусника есть сладости, которые он очень любит. Определите их. Первая часть этого слова является вторым слогом в слове заварит (ва). Вторая часть – буква по теме урока (ф). Третья часть – непарный звонкий согласный в слове лес (л). Четвертая часть – безударный гласный в слове зима (и). Какое получилось слово? (Вафли.)
Учащиеся самостоятельно пишут слово вафли. Подчеркивают буквы, обозначающие твердые согласные звуки.
VII. Письмо предложения
На доске написаны предложения:
Горит яркий……
Растет стройный……
СПРАВКА: фикус, фонарь.
Учитель. Прочитайте незаконченные предложения. Познакомьтесь со справкой. ( формулируйте задание к упражнению. (Закончить предложения, вставив в них подходящие по смыслу слова из справки. Учащиеся выполняют задание.)
Учитель. Нашему фокуснику хочется, чтобы вы написали предложение, в слонах которого большее количество букв, обозначающих звонкие согласные звуки. (Школьники записывают с комментированием предложение Растет стройный фикус.)
Учитель. Найдите слово, в котором все согласные глухие (фикус). На какие группы их можно разделить (мягкие и твердые).
VIII. Итог урока
IX. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007