I. Мобилизующий этап
На доске запись:
СПРАВКА: росы, усы, нос.
Учитель. Прочитайте стихотворение В. Бирюкова «Жук проснулся», в котором пропущены некоторые слова. Познакомьтесь со справкой. (Учащиеся читают вслух.) Сформулируйте задание к этому упражнению.
Ученик. Надо в стихотворение вставить пропущенные слова, которые находятся в справке.
Учащиеся коллективно выполняют задание. Правильный вариант: Под листочком Жук проснулся, Потянулся и встряхнулся, Брюшко, нос, глаза, усы Вымыл капелькой росы.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Назовите слова, которые вы восстановили в стихотворении. Выделите букву, которая есть в каждом из этих слов. Скажите, какая она: строчная или заглавная. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Мы восстановили в стихотворении слова нос, усы, росы. В каждом из них есть буква с. Она строчная. Значит, тема урока: «Строчная буква с». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Тема урока нам известна. Поставьте его цель.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву с, буквосочетания с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Штриховка изображения жука
V. Работа в прописях по написанию строчной буквы с
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы с;
2) письмо учащимися строчной буквы с в воздухе;
3) письмо учащимися строчной буквы с в прописях по образцу и самостоятельно с последующей самопроверкой;
4) письмо буквосочетаний с предварительным установлением школьниками закономерности: сн / со // сы///…
Учитель. Расскажите, какие буквосочетания вы будете писать и в какой закономерности.
Ученик. В первом буквосочетании строчная с пишется с согласной н. Во втором – строчная с пишется с гласной о. В третьем – строчная с пишется с гласной ы. Между ними надо написать прямую наклонную короткую линию, число которых увеличивается на одну при каждом повторе. (Учитель помогает ученикам в формулировании закономерности. Учащиеся выполняют задание с комментированием и указанием вида соединений.)
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
Учитель. Приступим к записи слов. Это слова, которые вы восстанавливали в стихотворении, имеющие по три звука. Какие это слова?
Ученик. Это слова усы, нос.
Учитель. Правильно. Мы напишем эти слова, учитывая число слогов в них: от меньшего к большему. Какое слово запишем первым?
Ученик. Первым запишем слово нос. В нём один слог. (Учащиеся пишут слово нос с комментированием.)
Учитель. Какое слово запишем далее?
Ученик. Далее запишем слово усы. В нём два слога. (Учащиеся записывают слово с комментированием.)
VIII. Письмо предложения
На доске запись:
СПРАВКА: осы, у, сосны.
Учитель. Познакомьтесь со схемой. Прочитайте слова в справке. Сформулируйте задание.
Ученик. Надо составить предложение из трех слов, которые даны в справке. В первом слове одна буква, во втором – пять, в третьем – три. (Учащиеся составляют предложение и записывают с комментированием предложение У сосны осы.
Учитель. Определите, в каком слове больше слогов: сосны или осы.
IX. Итог урока
Учитель. Расскажите коротко по порядку о своей работе на уроке.
X. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007