Подготовка к походу в начальных классах

podgotovka k pohodu v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Туристические походы в начальной школе проводятся главным образом с детьми старшего возраста. Каждый поход, даже самый небольшой, необходимо заранее продумать и наметить план его проведения. Прежде всего надо точно установить цель похода, определить район похода, а затем приступить к разработке маршрута, т. е. наметить путь следования, остановки для наблюдений и отдыха, определить время, необходимое для всего похода, и составить расписание маршрута в часах.

Намечая маршрут, необходимо придерживаться следующих норм: для однодневных походов протяжённость пути в оба конца не должна превышать 8—10 км, для двухдневных — 15—18 км. Средняя скорость передвижения — 3 км в час. Привал на обед занимает около 3—4 часов, и назначать его следует на самое жаркое время дня (2—15 час.). На месте ночлега при двухдневном походе надо быть не позднее как за 2 часа до наступления темноты.

Руководителю похода обязательно следует пройти предварительно самому по намеченному маршруту и проверить: везде ли проходима дорога, не перегорожен ли где-нибудь путь, не разрушен ли мост, удачно ли намечено место привала, купания и ночлега; нет ли в местности, куда намечен поход, эпидемических заболеваний; можно ли приобрести в пути продукты и какие именно; в удовлетворительном ли состоянии экскурсионный объект, являющийся целью похода. Если для знакомства с экскурсионным объектом требуется специальное лицо, например, председатель колхоза, заведующий мастерской, то руководителю надо во время своей разведки договориться с этими людьми. В результате разведки маршрут похода будет уточнён и у руководителя наметится чёткий план проведения учебно-воспитательной работы с детьми в походе.

В поход могут идти только здоровые дети, причём детей ослабленных или склонных к простудным заболеваниям руководитель должен иметь под постоянным наблюдением в течение всего похода.

Обычно с учителем в поход идёт весь класс. В походной обстановке такое количество детей трудно охватить одному человеку. Поэтому в помощь следует привлечь пионервожатого, преподавателя физкультуры или второго учителя.

Перед отправлением в поход руководитель показывает детям на схематическом плане (самодельном или скопированном с карты) путь, места остановок, купания, ночлега.

Разбираясь с помощью руководителя в условных обозначениях на плане, дети смогут заранее представить себе, что они увидят по пути: много ли придётся идти лесной дорогой, велика ли речка, где они будут купаться, какие им встретятся деревни, фабрики, посёлки.

Для того чтобы поход прошёл организованно, интересно, с пользой для детей, надо для каждого участника определить круг его обязанностей, дать ему посильную и интересную для него задачу. Чёткое распределение обязанностей между детьми значительно облегчит работу руководителя.

Один из школьников назначается начальником похода. Он — первый помощник руководителя. Его обязанности — назначать дежурных по хозяйству и следить за выполнением всех распоряжений руководителя. Кроме первого, выделяется ещё несколько помощников руководителю. На одного из них возлагается ответственность за хозяйство группы. Он помогает в закупке продуктов и следит, чтобы всё взятое в поход снаряжение было цело и хорошо уложено. Ему помогают дежурные, которые по его указанию разжигают костёр и приготовляют на нём пищу для всей группы. Другой помощник («санитар») следит за чистотой на привале, за тем, чтобы у всех детей перед едой были вымыты руки; он имеет при себе походную аптечку для оказания помощи детям по совету руководителя. Третьему поручается организация и проведение игр на привале и в пути. Эта обязанность поручается тому из учащихся, кто знает песни, интересные игры и умеет вовлечь в игру детей. Одному из школьников передаётся дневник похода, в который все по очереди будут записывать то, что они увидели и что делали в походе. Остальным руководитель даёт задания, учитывая способности и склонности каждого: умеющим рисовать — делать зарисовки во время экскурсии, группе интересующихся природой — собрать растения для гербария или поймать животных для живого уголка и т. д.

Собираясь с детьми в поход, руководителю следует уделить особое внимание обуви, одежде и остальному снаряжению юных туристов.

То, что кажется на первый взгляд пустяком — стоптанный башмак или плохо прилаженный на спине вещевой мешок, может совершенно вывести из строя маленького путешественника. Даже в летнее время нельзя допускать, чтобы дети отправлялись в поход босиком; обувь должна быть по ноге, разношенная, но с прочными подмётками и каблуками. Летом лучше всего надевать простые брезентовые туфли или тапочки, осенью и ранней весной — кожаные башмаки, зимой — валенки. На чулках и носках не должно быть натирающей кожу грубой штопки.

Одеваться в поход детям надо сообразно погоде и сезону: летом — майка с рукавами, трусы (у девочек юбка), куртка или лёгкое пальто и обязательно белая панама или белый платок на голову; в холодное время года, в зависимости от температуры воздуха, — лыжный костюм или короткая ватная куртка.

Продукты для питания в дороге и личные вещи каждый укладывает в свой вещевой мешок и несёт его на лямках за плечами. Лямки должны быть широкими и прочными; ту часть их, которая приходится на плечи, полезно подшить с внутренней стороны куском войлока или толстого сукна.

Вещи в мешок укладывают в следующем порядке: на дно мешка — более тяжёлое, к спине — мягкое, в середину продукты, чтобы предохранить их от дождя.

Перед выходом необходимо тщательно проверить каждого участника похода, как он обут, одет, защищена ли его голова от солнца, как пригнаны лямки, как уложен мешок, не слишком ли он тяжёл. Ребёнку в возрасте 10—2 лет не рекомендуется давать нагрузку более 3 кг. Количество вещей в мешке должно быть поэтому строго ограничено: ничего лишнего, только самое необходимое.

Каждый берёт для себя: полотенце, мыло, тряпку для вытирания ног, миску, кружку, ложку, записную книжку, карандаш и то специальное снаряжение, которое понадобится для выполнения задания (например, альбом для зарисовок, папку для сбора растений, коробочку или банку для насекомых и т. д.).

Снаряжение, необходимое для всей группы: 1. Ведро (одно или два) для приготовления пищи (можно заменить несколькими котелками). 2. Ножи (2). 3. Топорик. 4. Сапёрная лопатка. 5. Походная аптечка, содержащая перевязочный материал, йод, вазелин, марганцевокислый калий, соду, желудочные капли и другие лекарства (по усмотрению врача). 6. Набор предметов для ремонта одежды: нитки, иголки, пуговицы, лоскутки. 7. Принадлежности массовых игр. 8. Продукты.

Всё это распределяется между участниками похода в дополнение к их личным вещам. Тяжёлые или громоздкие вещи, как, например, ведро, несут по очереди.

Часть продуктов можно достать в пути: молоко, овощи, яйца. Брать с собой надо только самое необходимое: сахар, чай, соль, хлеб (если выяснится, что по дороге их нельзя будет достать), крупу (лучше всего пшено, которое быстро разваривается). Очень удобны в дороге мясные консервы.

Если предполагается ночёвка, то к личным вещам каждый дополняет: наволочку и лёгкое, но тёплое одеяло. Для того чтобы лишний вес не стеснял детей в пути, желательно отправить заранее на место ночлега одеяла и часть продуктов.

В подготовке к походу дети принимают самое активное участие: составляют списки снаряжения, шьют вещевые мешки и мешочки для продуктов, чинят одежду, изготовляют кружки и котелки из консервных банок, ботанические папки для сушки растений, сачки для ловли насекомых и т. п.

Накануне похода подготовка должна быть закончена, продукты и снаряжение уложены по местам.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment