2 КЛАСС Чтение сказки "Храбрый заяц&quot

2 klass chtenie skazki hrabryj zayaczquot Обучение в советской школе

Сюжет сказки интересен детям. В сказке высмеивается хвастовство — в этом её воспитательное значение. Кроме того, сказка даёт большой материал для словарной работы.

Материал для словарной работы охватывает четыре группы слов и выражений:

1)   однокоренные слова, обозначающие действующих лиц: зайцы, зайчихи, зайчата, зайчик;

2)   прозвища и названия героя сказки — зайца: «заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «смелый заяц», «глупый заяц», «хвастун», «бесстрашный заяц», «несчастный заяц», «храбрый заяц»;

3)   слова сходного значения, рисующие настроение зайцев: «хихикнули молодые зайчата», «засмеялись зайчихи», «улыбнулись старые зайцы»;

4)    отдельные образные выражения: «душа в пятки», «собственным ушам не верят», «тут как тут», «язык у хвастуна точно примёрз», «кубарем прокатился», «задал стрекача», «гонится по пятам», «замертво свалился».

Чтение сказки занимает 2 урока.

Ход 1-го урока

1.   Небольшая предварительная беседа о том, как изображается заяц в известных детям сказках, стихотворениях (заяц — трусишка).

2.            Чтение сказки учителем вслух с небольшой последующей беседой.

В чтении надо передать живость сюжета, весёлое настроение зайцев и насмешливое отношение их к «храброму зайцу».

В беседе выясняется ироническое значение заглавия «Храбрый заяц».

3.    Чтение сказки детьми по частям, с целью углубления понимания деталей содержания и овладения словарём; пересказ отдельных частей и отрывков.

В сказке три части, в каждой из которых по нескольку законченных отрывков. В 1-й части таких отрывков три: в первом говорится о том, чего боялся зайчик и как перестал бояться; во втором описано собрание зайцев, на котором зайчик хвалился своей храбростью, в третьем дана картина всеобщего веселья зайцев. Вопросы после чтения каждого отрывка учитель направляет на объяснение отдельных слов и выражений с целью уяснения содержания всего отрывка. Так, по первому отрывку он задаёт вопросы: «Кто пришел? (Зайчата, зайчики, старые зайцы.) Как все они называли зайчика?» и т. д.

Чтение некоторых частей и отрывков сопровождается пересказом, подробным или кратким. Например, 1-я часть, после детального разбора пересказывается кратко, с целью выделить основное в завязке действия. Пересказ ведётся коллективно по вопросам учителя, а затем ученик по вызову учителя пересказывает всю часть целиком.

Примерный пересказ: «Зайчик всего боялся. Когда он вырос, стал хвастать, что ничего не боится. Пришли зайцы и смеялись над хвастуном. Всем было весело».

Второй отрывок 2-й части следует пересказать подробно, близко к тексту, чтобы дети совершенно ясно представили себе все детали необыкновенного случая.

4.            Упражнение в выразительном чтении 3 й части (как наиболее трудной).

З адание на дом : подготовиться читать выразительно 1-ю и 2-ю части.

Ход 2-го урока

1.    Упражнение в выразительном чтении сказки.

2.    Пересказ сказки в целом.

3.    Заключительная беседа, содержанием которой является сопоставление описанного в сказке случая со случаями из стихотворения «Смельчаки» и сказки «Кто кого испугался». Из стихотворения «Смельчаки» берётся для сопоставления мальчик-хвастун; из сказки «Кто кого испугался» берётся самый факт суматохи и неразберихи и выясняется, что часто пугаются того, чего нет на самом деле.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment