Творческая инициатива учителя

tvorcheskaya inicziativa uchitelya Обучение в советской школе

От учителя советской школы требуется проявление творческой инициативы и пытливости, неустанное искание новых путей совершенствования учебно-воспитательной работы.

В учебно-воспитательной работе недопустимы шаблон, рутина, трусость мысли и слепое подражание. Самые замечательные методические разработки не в состоянии заменить учителю его творческой мысли, его педагогического мастерства и продуманных организованных усилий. В обучении и воспитании детей не может быть универсальных рецептов, рассчитанных на все случаи жизни. Методические разработки должны не связывать инициативу учителя, а помогать ему, ориентировать его, будить и направлять его мысль.

Учитель — не ремесленник, а мастер учебно-воспитательной работы, творец, инженер своего дела. Нельзя относиться к педагогической работе, как к ремеслу. Нужно думать, искать, проявлять инициативу и быть смелым в решении педагогических вопросов, выдвигаемых жизнью. Следует иметь в виду, что в школе нет и не может быть раз навсегда установленных приёмов и методов воспитания и обучения. Каждый приём и метод оказывается хорошим или плохим в зависимости от содержания обучения, особенностей учащихся, от конкретных условий, в которых протекает воспитание и обучение.

Учитель обучает и воспитывает детей самых разнообразных характеров, наклонностей, устремлений. У каждого школьника, наряду с особенностями его возраста, имеются свои психологические особенности в умственной деятельности, в характере и темпераменте. Знать особенности, присущие данному возрасту, ещё не значит знать каждого ученика в отдельности. Своеобразие, присущее отдельной человеческой личности, обязывает учителя изучать индивидуальные особенности учащихся и учитывать их при решении конкретных вопросов учебной и воспитательной работы. Если в педагогической деятельности преобладает формализм и педантизм, то она становится скучной и однообразной; если же учитель не придерживается готовых штампов, а ищет новых методов и приёмов обучения и воспитания, то он испытывает чувство морального удовлетворения своей работой.

Следует иметь в виду, что педагогическая наука, организация и методика учебно-воспитательной работы постоянно развиваются и совершенствуются, и если учитель не будет следить за развитием педагогической науки, не будет искать и применять новые методы учебно-воспитательной работы, он быстро отстанет от жизни и не выполнит возложенных на него задач.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment