I. Мобилизующий этап
Учитель. Я прочитаю небольшой рассказ. А вы постарайтесь запомнить из него несколько строчек: кто сколько сможет.
Гусь и журавль
Плавает гусь по пруду и разговаривает сам с собой:
– Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю по воде, и летаю по воздуху, нет второй такой птицы на свете.
Послушал гуся журавль и говорит:
– Право ты, гусь, глупая птица. Ну можешь ли ты плавать как щука, бегать кик олень или летать как орел ?Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо.
(К. Ушинский)
Учитель. Скажите, кто какие предложения запомнил. (Слушаются ответы учащихся.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Давайте вместе повторим первое предложение из этого стихотворения. (Учитель начинает, учащиеся заканчивают предложение.)
Учитель. Назовите букву, с которой начинается второе слово в этом предложении. Скажите, какая она: строчная или заглавная. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Второе слово в этом предложении гусь. Оно начинается с буквы г. В этом слове буква г строчная. Значит, тема урока: «Строчная буква г». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Тему урока вы установили. Поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву г, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию строчной буквы г
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы г;
2) письмо учащимися строчной буквы г по образцу и самостоятельно;
3) письмо буквосочетаний.
Учитель. Буквосочетания, которые мы запишем, вы определите самостоятельно.
Первое буквосочетание является вторым слогом в слове ноги. Назовите его.
Ученик. Это буквосочетание ги. (Учитель записывает буквосочетание ги на доске.)
Учитель. Второе буквосочетание – это первый слог в слове головы.
Ученик. Это буквосочетание го. (Учитель записывает буквосочетание го на доске. Указывает способы соединения букв в буквосочетаниях. Учащиеся пишут буквосочетания.)
V. Физкультминутка для отдыха
VI. Письмо слов
На доске записаны слова:
великан гвалт
карлик гигант
шум гном
Учитель. Прочитайте слова в левом и правом столбиках. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. К каждому слову из левого столбика подберите близкое по смыслу слово из правого столбика. Какое слово подходит к слову великан?
Ученик. К слову великан подходит слово гигант. (Учащиеся записывают слово гигант. Выделяют опасное для написания место. Далее работа проводится по аналогии.)
VII. Письмо предложения
На доске запись: В гнезде сидят … (вороны, гуси, сороки).
Учитель. Прочитайте незаконченное предложение и слова в скобках. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Добавьте в предложение одно слово из скобок. В нем должно быть такое же количество слогов, сколько их в двух словах данного предложения. Какое это слово?
Ученик. Это слово гуси. В нем два слога. (Учащиеся записывают предложение с комментированием.)
Учитель. Укажите в предложении слова, написание которых можно проверить.
VIII. Итог урока
Учитель. Если бы вы писали письмо другу, то что бы вы сообщили ему о данном уроке?
IX. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007