Цель урока . Научить писать падежные окончания родительного, дательного и предложного падежей имён существительных 3-го склонения (типа степь) в сопоставлении с окончаниями тех же падежей имён существительных 1-го склонения (типа деревня).
(Предполагается, что с изменением существительных 3-го склонения дети познакомились на предыдущих уроках.)
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания . Дети говорят, как они написали окончания имён существительных 3-го склонения, при этом разбирают существительные по падежам.
2. Учитель сообщает детям о том, что сегодня они будут учиться писать окончания имён существительных 3-го склонения и повторять старое. Учитель, пишет на доске, а дети в тетрадях: «Правописание имён существительных 3-го склонения».
Затем учитель спрашивает детей, в каких падежах имён существительных 3-го склонения бывает окончание и? Составляются и записываются примеры:
Рожь
Р. п. У ржи спелые колосья.
Д. п. Ко ржи подошли косцы.
П. п. Во ржи прятались птицы.
— Какое в этом случае правило правописания надо вспомнить?
— жи, ши через и пиши.
— А надо ли знать падежи, чтобы определить, что здесь надо писать и, а не е?
— Нет, в 3-м склонении е не пишется.
— А по произношению нельзя догадаться?
— Можно. Здесь окончание — под ударением: у ржи, ко ржи, во ржи.
Учитель подтверждает: если окончание ударное, то мы пишем, как слышим; только в слове ржи приходится писать не ы, как слышится, а и, по правилу, которое учили ещё в 1 классе.
Затем учитель произносит слово лошадь и предлагает определить, какого оно склонения. Вслед за этим дети составляют предложения со словом лошадь; сначала ставят его в родительном падеже, затем — в дательном и, наконец, — в предложном.
Р. п. Мальчик стоял около лошади.
Д. п. Он подошёл поближе к лошади.
П. п. Мальчик поехал верхом на лошади.
Предложения записываются на доске.
Обращаясь к детям с вопросом: «Как же вы узнали, что в слове лошадь в примерах правого столбца окончание и?», учитель добивается ответа: «Мы знаем, что в 3-м склонении не бывает е, а потом, если пишется ржи, то и — лошади» (разбор ведётся по отдельным предложениям).
Далее на доске записывается ряд словосочетаний с именами существительными 3-го склонения на и в родительном, дательном и предложном падежах:
1) стоять у печи, у кровати, у постели, у колыбели-
2) подойти к печи, к кровати, к постели, к колыбели;
3) лежать на печи, на кровати, на постели, в колыбели;
4) жить в степи, в Казани, в Астрахани, на пристани, на площади;
5) говорить об усталости, об осени, о храбрости, о зоркости, о бдительности.
3. После ряда таких упражнений проводится предупредительный диктант. Текст диктанта состоит из коротких предложений, включающих противопоставленные друг другу сочетания типа:
в тетрадке — в тетради; в бутылке — в бутыли; на печке — на печи; на кроватке — на кровати; на площадке — на площади; или: в Туле — в Калуге, в Казани, в Астрахани, в Сибири; играть на флейте… на скрипке… на гитаре… на свирели…
Эти сочетания записываются в тетрадях. Составляется таблица:
4. На дом даётся задание: придумать и написать ряд предложений (4 — 6) с записанными в классе существительными 1-го и З-го склонения в дательном падеже.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова