1-й урок.
Цель урока. С помощью наглядных пособий раскрыть смысл выражения «больше в несколько раз» и выявить действие, при помощи которого данное число увеличивается в несколько раз.
Ход урока. 1 . После проверки домашнего задания и выполнения ряда упражнений в увеличении числа на несколько единиц учитель сообщает детям цель предстоящего урока примерно в такой форме:
— Дети, вы знаете, что значит «больше на несколько единиц», и умеете увеличивать число на несколько единиц. Сегодня вы узнаете, что значит «больше в несколько раз» и как увеличить число в несколько раз. Это надо знать, потому что это часто встречается в жизни. Вот, например, идут две девочки в школу. Одна из них говорит: «Я вчера решила 3 примера». А другая говорит: «А я решила примеров в 2 раза больше!» Что значит в 2 раза больше? Сколько это примеров? Сейчас мы будем учиться, как это узнавать.
2. Затем учитель говорит: — Я сейчас поставлю девочек парами перед классом справа и слева. Выйдите вы обе из-за парты и станьте справа. А слева пусть станет одна пара, вторая пара и третья пара. (Девочки парами выходят из-за парт и становятся слева.)
— Где больше девочек — справа или слева?
— Слева больше. Справа стоит 1 пара, а слева 3 пары.
— В таком случае говорят — слева в 3 раза больше, чем справа. Во сколько же раз слева больше девочек, чем справа? (Слева девочек в 3 раза больше, чем справа.)
— Теперь пусть слева станет ещё одна пара — четвёртая. Сколько пар теперь стоит справа и сколько слева?
— Во сколько раз слева девочек больше, чем справа? (Слева в 4 раза больше, чем справа.)
— Почему вы говорите — в 4 раза больше? (Потому что справа одна пара, а слева 4 пары.)
— Я откладываю на верхней проволоке счётов 4 пары шариков, а на нижней одну пару шариков. На какой проволоке шариков больше и во сколько раз больше?
— Теперь я присчитаю на верхней проволоке ещё одну — пятую — пару шариков. Во сколько раз теперь больше шариков?
— Почему в 5 раз больше? (Потому что на нижней проволоке только одна пара, а на верхней проволоке таких пар пять.)
— На нижней строчке классной доски я нарисовал три кружочка. Что надо сделать, чтобы на верхней строчке было кружочков в 4 раза больше? (Учитель рисует на верхней строчке четыре раза по три кружочка.)
— Я даю Вале 4 карандаша. Что надо сделать, чтобы у Оли было карандашей в 2 раза больше, чем у Вали?
— Достаньте ваши палочки. Положите справа 3 палочки, а слева в 2 раза больше.
— Положите справа 4 палочки, а слева в 3 раза больше.
— Теперь, положите слева две палочки, а справа в 6 раз больше.
— Вы поняли, что значит «в несколько раз больше»? Теперь будем увеличивать числа в несколько раз, вычислять и записывать вычисления. Вот здесь, на нижней строчке, 3 кружочка. А на верхней строчке — кружочков в 4 раза больше. Сколько кружочков на верхней строчке? Как вы узнали, что 12 кружочков? (Мы взяли 4 раза по 3 кружочка и получили 12 кружочков.)
— Запишем это: 3 круж. х 4 = 12 круж.
Вот здесь, на нижней проволоке, у нас 2 шарика. А на верхней в 5 раз больше. Сколько шариков на верхней проволоке? Как вы узнали, что 10 шариков?
— Запишем это: 2 шар. х 5 = 10 шар.
— Значит, что надо делать, чтобы увеличить число в несколько раз?
3. — Теперь поучимся решать задачи, в которых надо найти такое число, которое должно быть в несколько раз больше данного числа. Возьмём задачу, похожую на ту, о которой я говорил в начале урока.
«Одна девочка решила 4 примера, а другая в 3 раза больше. Сколько примеров решила другая девочка?»
Дети решают задачу.
— Слушайте вторую задачу: «Один рабочий сделал за час 4 детали, а другой — стахановец — в 5 раз больше. Сколько деталей сделал в час рабочий-стахановец?»
После решения задачи и получения ответа учитель ставит вопросы: «Как получить число в 5 раз больше 4? Как записать вычисление?»
4. — Теперь придумайте сами такую задачу в одно действие, в которой надо найти число в несколько раз больше другого данного числа.
Дети составляют задачи.
Учитель опрашивает возможно большее число учащихся, выполнивших его задание.
Правильное составление задач покажет, что цель урока достигнута: у учащихся сформировалось понятие увеличения числа в несколько раз.
Задание на дом: решить по задачнику 2 — 3 задачи в одно действие, содержащие в себе понятие «во столько-то раз больше».
2-й урок.
Цель ур ока . На решении задач показать однозначность терминов: «больше, дороже, длиннее, тяжелее и т. д. во столько-то раз».
На втором уроке продолжается формирование понятия увеличения числа в несколько раз путём решения задач сначала в одно, потом в два действии. В задачи вводятся различные величины: стоимость, вес, время, длина, высота, ширина предметов и пр. Например:
«Карандаш стоит 6 коп., а линейка в 3 раза дороже. Сколько стоит линейка?»
«Лопата весит 2 килограмма, а лом в 4 раза тяжелее. Сколько весит лом?» «Сыну 5 лет, а отец в 6 раз старше сына. Сколько лет отцу?» и т. д.
На таких задачах выясняется, что термины «Дороже, тяжелее, старше, выше, глубже, шире, длиннее в несколько раз» имеют значение термина «больше в несколько раз».
На этом уроке повышается степень самостоятельности в работе учащихся: дети придумывают свои задачи по определённому заданию учителя («Придумайте такую задачу, в которой один предмет шире (выше, длиннее, тяжелее) другого в несколько раз»); на самостоятельную работу выделяется около 10 минут, в течение которых дета решают готовые задачи из задачника.
Таким образом, данный урок строится примерно по следующему плану:
1. Проверка домашнего задания.
2. Упражнения в устном счёте: повторение пройденной части таблицы умножения и деления.
3. Решение задач в одно действие, в которых имеются выражения: «в несколько раз дороже», «в несколько раз старше», «в несколько раз тяжелее». Задачи решаются устно с последующей записью действия (умножения).
4. Самостоятельная работа учащихся: решение двух подобных задач из задачника. Проверка самостоятельной работы.
5. Придумывание самими учащимися таких задач, в которых были бы слова (понятия): «длиннее в несколько раз», «шире в несколько раз», «выше в несколько раз». Решение придуманных задач.
6. Задание на дом: решить две задачи (№…). Повторить таблицу умножения на 4.
3-й урок.
Цель урока . Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках и углубить понятие увеличения числа в несколько раз путём сравнения и сопоставления этих задач с задачами на увеличение числа на несколько единиц.
Ход ур ока . 1. Проверка домашнего задания.
2. Упражнения в устном счёте: повторение таблицы умножения и деления.
3. Формулировка цели урока («Сравним задачи, в которых говорится об увеличении на несколько единиц, с задачами, в которых число, увеличивается в несколько раз. Установим, чем отличается их решение»).
4. Решение двух пар задач с записью их решения:
а) «У Васи 8 коп., а у Вани на 2 коп. больше. Сколько денег у Вани?»
8 коп. + 2 коп. = 10 коп.;
б) «У Васи 8 коп., а у Вани в 2 раза больше. Сколько денег у Вани?»
8 коп. х 2 = 16 коп.
а) «Карандаш стоит 7 коп., а ручка на 5 коп. дороже. Сколько стоит ручка?»
7 коп. + 5 коп. = 12 коп.;
б) «Карандаш стоит 7 коп., а блокнот в 5 раз дороже. Сколько стоит блокнот?»
7 коп. х 5 = 35 коп.
5. Придумывание каждым учеником двух задач, причём в одной требуется число увеличить на несколько единиц, а в другой — число увеличить в несколько раз. Запись решения придуманных задач в тетрадях учащихся.
7. Задание на дом: решить 2 задачи, в которых встречается увеличение на несколько единиц и в несколько раз.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова