Школьный спектакль в начальных классах

shkolnyj spektakl v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Центральное место в занятиях с детьми драматическим искусством занимает спектакль. В процессе работы над спектаклем творческие возможности детей раскрываются особенно ярко. Но детский спектакль нельзя рассматривать как самоцель: он прежде всего подчинён общим задачам воспитания детей. Для учителя-режиссёра основным вопросом является: что даст выбранная для постановки пьеса ее исполнителям и зрителям, и поэтому особенно важно, чтобы она была идеологически верной, художественной, доступной исполнению детей. Понятно, что это может быть и современная пьеса, и сказка, и инсценировка повествовательного произведения.

Список пьес, написанных специально для детского исполнения, невелик. Он может быть дополнен инсценировками сказок и рассказов. Произведения Маршака, Михалкова, Барто, Благининой, Катаева, Гайдара, Кассиля, классические сказки Пушкина, Ершова, Жуковского, Андерсена, русские народные сказки и сказки братских республик, басни Крылова — дают большой материал для театральной работы с учащимися начальных классов.

Успех каждого спектакля в значительной степени зависит от того, насколько удачно для данного коллектива выбрана пьеса. Учителю-режиссёру не следует переоценивать сил детей и своих возможностей и браться за постановку сложных пьес или сказок. Надо помнить, что спектакль в слабом исполнении и плохо оформленный теряет свою художественную и воспитательную ценность. Большим злом являются выступления, подготовленные наспех, кое-как, безвкусно оформленные.

Спектакль должен быть результатом хорошо продуманных и увлекательных занятий, итогом большой углублённой воспитательной работы с детьми.

Поставить хороший ученический спектакль доступно для каждой школы.

Спектакли детей младшего школьного возраста по своему характеру похожи на детскую игру, но только построенную на каком-либо сюжете и сценически оформленную (например, на сюжет сказки «Репка»). Обычно спектакли учащихся 1 или 2 классов осуществляются коллективом, организованным специально для задуманной постановки. Спектакли же учащихся 3 и 4 классов нередко являются результатом систематической работы драматического кружка, которым руководит учитель или старший вожатый.

Драматический кружок составляется из детей, желающих заниматься театральным искусством; число учащихся в драматическом кружке обычно 15—25 человек.

В течение учебного года кружок ставит не более двух спектаклей. Полезно организовать вокруг работы драматического кружка актив школьников, принимающих деятельное участие в работе по подготовке спектакля (изготовление декораций, устройство шумовых и световых эффектов, пошивка костюмов и т. д.).

В плане работы драматического кружка необходимо предусмотреть учебно-воспитательную работу, которую можно развернуть вокруг спектакля: беседы и чтение книг по вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к пьесе; посещение музеев, выставок и спектаклей.

В помощь руководителю следует выбрать старосту кружка, который должен вести учёт посещаемости, подготавливать с дежурными помещение к занятиям, следить за дисциплиной товарищей и т. д.

Постановка пьесы требует продуманной работы. Когда учитель-режиссёр ставит с детьми младшего возраста сказку «Теремок», а с учащимися старших классов инсценировку по повести В. Катаева «Сын полка», он, по существу, делает в обоих случаях аналогичную работу, но приёмы её проведения будут различны в зависимости от возраста и подготовленности исполнителей.

В постановках спектаклей следует различать следующие ступени: подготовительная работа самого учителя-режиссёра и работа его с исполнителями.

Задумав поставить пьесу, учитель-режиссёр должен сам подготовиться к этой работе и подготовить к ней коллектив исполнителей. Уже к выбору пьесы следует привлечь детей. Можно предложить детям прочитать ряд пьес и подумать над тем, какую из них лучше принять к постановке.

Предлагается, например, поставить сказку «Терем-теремок» (сценический вариант сказки написан С. Маршаком). Не решая этот вопрос окончательно, руководитель предлагает детям перечитать несколько сказок и выбрать одну из них для спектакля. После интересных обсуждений весь коллектив придёт к общему заключению и, если не найдётся достаточно убедительных доводов отказаться от первоначальной мысли, сказка будет принята всеми к постановке.

Для учителя-режиссёра, которому предстоит провести с детьми немало бесед, очень важно овладеть сюжетом пьесы или сценки, уметь хорошо и детально её рассказать, понять и разобрать все линии, по которым развиваются события, строятся взаимоотношения действующих лиц, понять характеры персонажей, хорошо изучить пьесу со стороны её стиля и языка.

Необходимо, чтобы юные исполнители и их зрители верно поняли, во- первых, о чём рассказывает автор (а вместе с ним и режиссёр) в своей пьесе (её тему) и, во-вторых, какова основная мысль пьесы (её идея).

Тема пьесы и её основная идея определяют, какой материал попутно можно привлечь к работе над пьесой, какие вопросы идейного и морального воспитания могут быть затронуты данной постановкой. Так, пьеса- сказка «Теремок» даёт возможность учителю-режиссёру говорить с детьми о значении дружбы, о необходимости и пользе объединения общих усилий в труде и борьбе. Общими стойкими усилиями обитатели «Теремка» прогоняют злодеев — волка, лису и медведя, пришедших разрушить их мирную, счастливую жизнь. Дружный труд и общее усилие нужны и в труде и в борьбе с врагами. Смысл работы над сценическим воплощением этой пьесы-сказки главным образом и будет заключаться в том, чтобы взволновать исполнителей основной мыслью пьесы, возбудить в них желание действенно, искренне, убеждающе показать торжество справедливости.

Дети, исполняющие отрицательные персонажи, должны понимать, что они являются «обличителями» зла. Они должны ненавидеть всё дурное в изображаемых ими образах, но задача их показать «зло» так выразительно и правдиво, чтобы все поняли, как оно отвратительно.

Обдумывая постановку пьесы, учитель-режиссёр делит действие или картину по тем явлениям, словам или поступкам персонажей пьесы, которые создают новое положение в действии или в картине. Каждая картина имеет своё сценическое разрешение, свои мизансцены, т. е. определённое расположение исполнителей на сценической площадке по отношению к партнёрам и предметам.

В пьесе С. Маршака «Терем-теремок» — 6 маленьких картин. Каждая картина состоит из нескольких мелких частей — новых положений.

Например: в 1-й картине этой пьесы стоит теремок, К нему подходит Лягушка, потом Мышка, за ней Петух и наконец Ёж. Каждое появление жильцов — новая часть в картине, новое событие, новое обстоятельство, которое изменяет жизнь в теремке. Следовательно, в 1-й картине четыре части. В каждой части свои мизансцены.

1-я часть. Стоит теремок. Входит Лягушка (подпрыгивая), останавливается. Рассматривает, несколько удивлённая, теремок:

Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

(Стучит в дверь.)

Кто, кто

в теремочке живёт?

(Стучит в окно.)

Кто, кто

в невысоком живёт?

(Заглядывает в окно, потом отходит от него.) Ква-ква никого,

Кроме ветра одного.

Я — лягушка-квакушка.

Я тут буду жить.

(Заходит в теремок.)

Таковы могут быть мизансцены в первой части.

Так часть за частью должен продумать режиссёр всю пьесу.

Он должен сам хорошо видеть в своём творческом воображении всю постановку, прежде чем говорить о ней с детьми-исполнителями. Для него самого должен быть совершенно ясен характер персонажей пьесы (сценические образы), ясно, что надо сказать исполнителям о пьесе в целом и о каждом действующем лице.

Задача режиссёра — найти выразительное оформление спектакля, и в этом деле надо непременно использовать инициативу детей. Большое значение в спектакле имеет музыкальное сопровождение, но следует помнить, что такие компоненты спектаклей, как декорации, костюмы, музыка, танец, свет, реквизит (вещи, необходимые в пьесе), привлекаются прежде всего для того, чтобы помочь детям действовать — «жить» в сценических условиях правдиво и убедительно, как это требует реалистическое театральное искусство.

Прежде чем приступить с детьми к работе над пьесой, необходимо провести с ними несколько подготовительных занятий, в результате которых дети должны понять, что работа над спектаклем требует большой внутренней и внешней собранности, организованности, внимания, творческой фантазии, умения действовать в сценических условиях просто, естественно и правдиво, как в жизни.

Полезно провести с исполнителями будущего спектакля несколько бесед о театре, придумать и разыграть несколько небольших сценок, или инсценировать знакомую им басню, стихотворение и т. д. Потом побеседовать о том, кто как играл и почему одни исполнители понравились больше, а другие меньше.

Уже в этих беседах выясняется, что больше всех понравился тот, кто играл (действовал) искренно, правдиво, просто. Из этого следует сделать вывод, что вот так же надо играть и в спектакле.

Исполнители пьесы должны «жить», действовать на сцене так, как будто бы всё, что происходит в пьесе, совершается с ними не на сцене, а в жизни.

Такое подлинное действие является основой реалистического театрального искусства, и в работе с детьми над спектаклями надо добиваться от исполнителей таких действий.

После того как будет проведена некоторая подготовительная работа и выбрана пьеса для постановки, коллектив исполнителей собирается для первой читки. Обычно пьесу читает сам руководитель просто, логично, не показывая, «как надо разговаривать».

После чтения пьесы проводится общая беседа, которая должна носить характер обсуждений и свободных высказываний. Но, предоставляя детям право горячо говорить и спорить, режиссёр всё же руководит обсуждением. В беседе надо выяснить: тему, сюжет, идею пьесы; где и когда происходит действие; какая в пьесе идёт борьба и между какими действующими лицами; кто является выразителем основной мысли («идеи») пьесы, на чьей стороне наши симпатии.

Необходимо также дать характеристику действующим лицам.

Очень полезно и интересно после первого знакомства и разбора пьесы предложить детям разыграть несколько импровизаций (сочинить свои сценки) на сюжет пьесы. Так, например, после чтения сказки (или пьесы С. Маршака) «Терем-теремок» можно разыграть её по ролям «своими словами». Такая игра поможет детям осознать развитие действия в пьесе и даст возможность учителю лучше познакомиться с исполнителями.

После того как роли будут распределены, следует предложить каждому исполнителю подумать о том, какой характер имеет персонаж пьесы, которого он будет играть, как он говорит, двигается, каков его внешний вид. Пусть, скажем, каждый участник придумает сам или с помощью учителя- режиссёра несколько упражнений (эпизодов) и разыграет их. Например: Петух стоит на карауле, обозревает окрестность, вдруг замечает опасность и подымает тревогу. Лягушка месит пироги. Ежик растапливает печь и т. д.

Большое внимание необходимо уделить работе над текстом. Надо добиваться, чтобы дети хорошо понимали и произведение в целом, и смысл отдельных слов и выражений, правильно произносили текст и верно доносили мысль автора до зрителей.

Во всех моментах работы с детьми над пьесой надо идти от их инициативы и творческих возможностей. Руководитель должен уметь подвести их к тому, как надо действовать на сцене, объяснить предлагаемую сценическую задачу, вызвать нужные чувства, натолкнуть на правильное понимание образа. Учить детей разговаривать в пьесе, подражая показу учителя, — недопустимо.

Методом «показа» надо пользоваться крайне осторожно, иначе это приведёт к подражанию, к штампу, т. е. к готовым, чисто внешним приёмам выражения чувства. Вместо художественной правды настоящего искусства у исполнителей появится фальшь, поддельный смех, нарочитые движения, т. е. как раз то, от чего нужно особенно охранять юных исполнителей.

Нельзя допускать, чтобы исполнители что-то «изображали» на сцене, принимали «живописные» позы и бессмысленно, суматошно двигались по сцене, не понимая, не чувствуя, для чего же они это делают.

Разговоры и все положения участников спектакля на сцене должны быть оправданны, естественны (как в жизни).

Не следует увлекаться внешними эффектами и трюками. Когда пьеса хорошо продумана и дети хорошо доносят до зрителя мысли и чувства, спектакль всегда имеет успех даже в самой простой постановке и скромном оформлении. Если невозможно сделать костюм и декорации, можно поставить пьесу в концертном плане, т. е. без декораций и в обычных костюмах.

Надо ещё помнить, что работа над пьесой будет успешной лишь при условии большого внимания, собранности, активного творческого участия коллектива, и задача учителя-режиссёра поддерживать у детей это отношение на протяжении всей работы над спектаклем.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment