Основным видом наглядности при изучении грамматики и обучении правописанию являются таблицы, на которых выразительно представлены изучаемые явления языка и нормы правильного письма. Таблицы, в которых грамматика и орфография предлагаются в неразрывной связи, дают детям возможность усваивать орфограммы не механически, а осмысливать их на основе знаний о языке. Таблицы, употребляемые при обучении грамматике и правописанию, не должны содержать ничего лишнего, отвлекающего внимание детей в сторону от изучаемого вопроса; в них нужно давать в яркой, выразительной форме лишь то, на что нужно обратить внимание учащихся, что надо особенно подчеркнуть.
Типы таблиц по грамматике и орфография многообразны, и их нетрудно изготовить самому учителю. Назовём важнейшие из них.
1. Расчленение предложения на составные части (главные и второстепенные члены) и сообщение понятия о нераспространённом и распространённом предложении, например:


2. Расчленение слова на составные части.
Корень слова: |
|
Лётчик Белой чайкой паря, |
лётчик |
полетел за моря Без разговору |
полетел |
пролетаю гору. |
пролетаю |
Облетаю тучку, |
облетаю |
тучку-летучку |
летучку |
Слова |
Состав |
слова: |
||
приставка |
корень |
суффикс |
окончание |
|
лётчик |
— |
лёт |
чик |
— |
полетел |
по |
лет |
ел |
— |
пролетаю |
про |
лет |
а |
ю |
облетаю |
об |
лет |
а |
ю |
летучку |
— |
лет |
учк |
у |
Состав предложения и состав слова учитель может показать детям, используя пособие из картона или плотной бумаги с гнёздами для вставки карточек со словами или частями слова.

Такого рода пособия успешно используются учителем не только при объяснении нового материала, но и при грамматическом разборе в целях закрепления грамматических понятий.
3. Связь слов в предложении:

4. Сопоставление разных грамматических форм по смыслу, вопросам и написанию, а также сопоставление разных категорий речи.
Именительный падеж |
Винительный падеж |
Кто? |
Кого? |
Голубка спасла |
муравья |
Кто? |
Кого? |
Муравей спас |
голубку |


Такого рода сопоставления разных грамматических категорий и форм речи помогают детям научиться различать их и по-разному писать: здесь смысл слов и грамматических форм тесно связан с их написанием.
Орфографические правила, усваиваемые таким путём, лучше и прочнее запоминаются. Конечно, требуется последующая тренировка в написании этих форм, но при таком изучении орфограмм и самые тренировочные упражнения приобретают осмысленный характер, что обеспечивает приобретение детьми прочных навыков правильного письма и правильного употребления их в речи.
5. Сопоставление одинаковых грамматических форм, имеющих разное написание, например:
а) сопоставление дательного, предложного и родительного падежей имён существительных 1-го и 3-го склонений по написанию.

б) сопоставление приставок воз — вос, раз — рас, из — ис, без — бес по написанию, с обращением внимания на следующие за ними буквы корня:

в) Сопоставление окончаний дательного и предложного падежей существительных на ия с окончаниями других существительных.

Такое сопоставление слов и форм помогает детям научиться различать разные написания слов, относящихся к одинаковым грамматическим категориям: здесь правописание слов подчинено разным правилам, несмотря на единство грамматических форм.
6. Сближение, обобщение аналогичных орфограмм, подчеркивание их особенностей в устной речи и в письме, например:

Такого рода обобщения дают детям возможность понять, что изучаемое правило не имеет исключений и применяется в письме во всех случаях употребления данной грамматической категории.
Сюда же относятся и такие случаи установившихся традиционных написаний, которые не имеют исключений и носят, так сказать, постоянный характер. ________________
жи, ши: |
жили, пиши, пушистый, бежит, машина, пружина |
ча, ща: |
чашка, щавель, туча, роща, кричат, пищат |
чу, щу: |
чугун, щука, кричу, ищу |
7. Сопоставление ударных гласных с безударными в корнях слов:

8. Сопоставление окончаний в двух спряжениях глагола:

9. Перечень слов с непроверяемыми гласными, а) группировка по непроверяемой букве:
о |
е |
топор лопата корова собака |
тетрадь пенал сентябрь декабрь |
б) Группировка слов с непроверяемыми гласными по общим смысловым признакам (по значению):
Овощи: морковь, капуста, огурец, горох, помидоры. Птицы: сорока, ворона, жаворонок, соловей, воробей. Названия месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, апрель.
10. Пояснение значения тех или иных грамматических категорий: а) Определение падежей существительных по смыслу и вопросу:
куда?
В. Тракторист выехал в поле.
где?
П. Тракторист работает в поле.
б) Объяснение значения предлогов как показателей отношений между словами, обозначающими предметы и действия.

Такие таблицы обычно даются с рисунками, что облегчает детям усвоение смысла изучаемых ими грамматических категорий.
При повторении могут быть полезны обобщающие таблицы , включающие в себя всё основное из пройденного по той или иной грамматической теме.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова