Таблицы по грамматике и орфографии в начальных классах

tabliczy po grammatike i orfografii v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Основным видом наглядности при изучении грамматики и обучении правописанию являются таблицы, на которых выразительно представлены изучаемые явления языка и нормы правильного письма. Таблицы, в которых грамматика и орфография предлагаются в неразрывной связи, дают детям возможность усваивать орфограммы не механически, а осмысливать их на основе знаний о языке. Таблицы, употребляемые при обучении грамматике и правописанию, не должны содержать ничего лишнего, отвлекающего внимание детей в сторону от изучаемого вопроса; в них нужно давать в яркой, выразительной форме лишь то, на что нужно обратить внимание учащихся, что надо особенно подчеркнуть.

Типы таблиц по грамматике и орфография многообразны, и их нетрудно изготовить самому учителю. Назовём важнейшие из них.

1. Расчленение предложения на составные части (главные и второстепенные члены) и сообщение понятия о нераспространённом и распространённом предложении, например:

image 74
image 75

2. Расчленение слова на составные части.

Корень слова:

Лётчик

Белой чайкой паря,

лётчик

полетел за моря Без разговору

полетел

пролетаю гору.

пролетаю

Облетаю тучку,

облетаю

тучку-летучку

летучку

 

 

Слова

Состав

слова:

приставка

корень

суффикс

окончание

лётчик

лёт

чик

полетел

по

лет

ел

пролетаю

про

лет

а

ю

облетаю

об

лет

а

ю

летучку

лет

учк

у

 

 

Состав предложения и состав слова учитель может показать детям, используя пособие из картона или плотной бумаги с гнёздами для вставки карточек со словами или частями слова.

image 76

Такого рода пособия успешно используются учителем не только при объяснении нового материала, но и при грамматическом разборе в целях закрепления грамматических понятий.

3.    Связь слов в предложении:

image 77

 

4.   Сопоставление разных грамматических форм по смыслу, вопросам и написанию, а также сопоставление разных категорий речи.

Именительный падеж

Винительный падеж

Кто?

Кого?

Голубка спасла

муравья

Кто?

Кого?

Муравей спас

голубку

image 78
image 79

Такого рода сопоставления разных грамматических категорий и форм речи помогают детям научиться различать их и по-разному писать: здесь смысл слов и грамматических форм тесно связан с их написанием.

Орфографические правила, усваиваемые таким путём, лучше и прочнее запоминаются. Конечно, требуется последующая тренировка в написании этих форм, но при таком изучении орфограмм и самые тренировочные упражнения приобретают осмысленный характер, что обеспечивает приобретение детьми прочных навыков правильного письма и правильного употребления их в речи.

5.   Сопоставление одинаковых грамматических форм, имеющих разное написание, например:

а)   сопоставление дательного, предложного и родительного падежей имён существительных 1-го и 3-го склонений по написанию.

image 80

б)     сопоставление приставок воз — вос, раз — рас, из — ис, без — бес по написанию, с обращением внимания на следующие за ними буквы корня:

image 81

в)    Сопоставление окончаний дательного и предложного падежей существительных на ия с окончаниями других существительных.

image 82

 

Такое сопоставление слов и форм помогает детям научиться различать разные написания слов, относящихся к одинаковым грамматическим категориям: здесь правописание слов подчинено разным правилам, несмотря на единство грамматических форм.

6.    Сближение, обобщение аналогичных орфограмм, подчеркивание их особенностей в устной речи и в письме, например:

image 83

Такого рода обобщения дают детям возможность понять, что изучаемое правило не имеет исключений и применяется в письме во всех случаях употребления данной грамматической категории.

Сюда же относятся и такие случаи установившихся традиционных написаний, которые не имеют исключений и носят, так сказать, постоянный характер. ________________

жи, ши:

жили, пиши, пушистый, бежит, машина, пружина

ча, ща:

чашка, щавель, туча, роща, кричат, пищат

чу, щу:

чугун, щука, кричу, ищу

 

7.              Сопоставление ударных гласных с безударными в корнях слов:

image 84

8.              Сопоставление окончаний в двух спряжениях глагола:

image 85

9.              Перечень слов с непроверяемыми гласными, а) группировка по непроверяемой букве:

о

е

топор лопата корова собака

тетрадь пенал сентябрь декабрь

б) Группировка слов с непроверяемыми гласными по общим смысловым признакам (по значению):

Овощи: морковь, капуста, огурец, горох, помидоры. Птицы: сорока, ворона, жаворонок, соловей, воробей. Названия месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, апрель.

10.          Пояснение значения тех или иных грамматических категорий: а) Определение падежей существительных по смыслу и вопросу:

куда?

В. Тракторист выехал в поле.
где?

П. Тракторист работает в поле.

б) Объяснение значения предлогов как показателей отношений между словами, обозначающими предметы и действия.

image 86

 

Такие таблицы обычно даются с рисунками, что облегчает детям усвоение смысла изучаемых ими грамматических категорий.

При повторении могут быть полезны обобщающие таблицы , включающие в себя всё основное из пройденного по той или иной грамматической теме.

Например, можно изготовить обобщающие таблицы на темы: «Имя существительное», «Глагол», «Предложение и его члены» и пр.

Рассматривая обобщающие таблицы, читая примеры, данные в них, дети подбирают свои примеры (из книг, из выученных наизусть стихотворений и пр.). Одновременно дети припоминают правила правописания и пишут в тетрадях по заданию учителя те или иные предложения.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment