Все дети школьного возраста с большой охотой рисуют не только в часы классных занятий, но и дома — в часы досуга. Очень важно, чтобы самостоятельная домашняя работа детей протекала под руководством учителя.
Нередко, вследствие отсутствия руководства и помощи, дети перестают рисовать. При правильном руководстве домашней работой детей рисование приобретает большое воспитательное значение. Самостоятельная работа приучает детей активно наблюдать и систематически работать.
Первичной формой руководства самостоятельной домашней работой детей является консультация, которая организуется и проводится следующим образом. Учитель систематически организует просмотр домашних рисунков детей, знакомится с содержанием рисунков, выясняет положительные и отрицательные стороны рисунков и даёт необходимые указания для дальнейшей работа. Указания учителя должны приучать детей внимательно наблюдать, подмечать характерные особенности предметов — их форму, строение, величину, расположение по отношению к другим предметам и т. п.
Консультации обычно носят индивидуальный характер. Просматривая рисунки детей, учитель руководит каждым учеником в отдельности. При этом присутствуют и остальные дети, смотрят рисунки своих товарищей и слушают советы и указания учителя. Консультации следует проводить один раз в неделю, в установленные дни и часы.
Необходимо помнить, что основное затруднение, которое встречают дети в домашней работе, заключается главным образом в выборе содержания работы — «что рисовать». Поэтому учитель даёт указания детям о том, что можно рисовать дома, каким изобразительным материалом пользоваться (карандаши простые и цветные, акварельные краски, цветная бумага и т. д.), на что обращать внимание во время наблюдения и во время рисования.
Что касается содержания работы, то оно должно быть более разнообразным, чем в часы классных занятий. Сюда могут входить такие объекты, как фрукты, овощи, предметы быта, цветы, ветки с листьями, ветки хвойных деревьев с шишками; учащиеся 3 и 4 классов, наряду с отдельными предметами, рисуют несложные группы предметов (карандашом или акварельными красками). Кроме того, им можно рекомендовать зарисовки домашних животных, птиц и рыб с натуры и по памяти.
В самостоятельной домашней работе может иметь место и рисование узоров для украшения предметов быта, узоров для вышивания и др.
В целях поощрения самостоятельной домашней работы детей, а также вовлечения в эту работу детей, учитель организует в конце учебного года выставку работ учащихся. На выставке необходимо показывать по возможности работы всех детей как классные, так и домашние.
Кружки объединяют учащихся 3 и 4 классов. Занятия проводятся по установленному в школе расписанию. В кружке должно быть не более 15 учащихся. Занятия в кружке должны отличаться большим разнообразием форм и содержания.
Не будучи связаны с твёрдым расписанием других занятий, кружки могут выносить свою работу за стены школы для наблюдения различных явлений в природе, устраивать экскурсии в лес, в поле для зарисовок и др.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова