Самостоятельное рисование дома и внеклассные занятия по рисованию в начальных классах

samostoyatelnoe risovanie doma i vneklassnye zanyatiya po risovaniyu v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Все дети школьного возраста с большой охотой рисуют не только в часы классных занятий, но и дома — в часы досуга. Очень важно, чтобы самостоятельная домашняя работа детей протекала под руководством учителя.

Нередко, вследствие отсутствия руководства и помощи, дети перестают рисовать. При правильном руководстве домашней работой детей рисование приобретает большое воспитательное значение. Самостоятельная работа приучает детей активно наблюдать и систематически работать.

Первичной формой руководства самостоятельной домашней работой детей является консультация, которая организуется и проводится следующим образом. Учитель систематически организует просмотр домашних рисунков детей, знакомится с содержанием рисунков, выясняет положительные и отрицательные стороны рисунков и даёт необходимые указания для дальнейшей работа. Указания учителя должны приучать детей внимательно наблюдать, подмечать характерные особенности предметов — их форму, строение, величину, расположение по отношению к другим предметам и т. п.

Консультации обычно носят индивидуальный характер. Просматривая рисунки детей, учитель руководит каждым учеником в отдельности. При этом присутствуют и остальные дети, смотрят рисунки своих товарищей и слушают советы и указания учителя. Консультации следует проводить один раз в неделю, в установленные дни и часы.

Необходимо помнить, что основное затруднение, которое встречают дети в домашней работе, заключается главным образом в выборе содержания работы — «что рисовать». Поэтому учитель даёт указания детям о том, что можно рисовать дома, каким изобразительным материалом пользоваться (карандаши простые и цветные, акварельные краски, цветная бумага и т. д.), на что обращать внимание во время наблюдения и во время рисования.

Что касается содержания работы, то оно должно быть более разнообразным, чем в часы классных занятий. Сюда могут входить такие объекты, как фрукты, овощи, предметы быта, цветы, ветки с листьями, ветки хвойных деревьев с шишками; учащиеся 3 и 4 классов, наряду с отдельными предметами, рисуют несложные группы предметов (карандашом или акварельными красками). Кроме того, им можно рекомендовать зарисовки домашних животных, птиц и рыб с натуры и по памяти.

Большое место в самостоятельной работе детей следует отводить тематическому рисованию по памяти на основе наблюдений. Содержанием тем для рисования могут быть: явления в природе в различные времена года, игры, наблюдения во время прогулок в поле, лес и т. п. Наряду с этим можно рекомендовать иллюстрирование прочитанных рассказов и сказок.

В самостоятельной домашней работе может иметь место и рисование узоров для украшения предметов быта, узоров для вышивания и др.

В целях поощрения самостоятельной домашней работы детей, а также вовлечения в эту работу детей, учитель организует в конце учебного года выставку работ учащихся. На выставке необходимо показывать по возможности работы всех детей как классные, так и домашние.

Из числа учащихся, проявивших стойкий интерес к рисованию, организуются в школе кружки рисования , которые работают систематически под непосредственным руководством преподавателя во внеклассные часы.

Кружки объединяют учащихся 3 и 4 классов. Занятия проводятся по установленному в школе расписанию. В кружке должно быть не более 15 учащихся. Занятия в кружке должны отличаться большим разнообразием форм и содержания.

Не будучи связаны с твёрдым расписанием других занятий, кружки могут выносить свою работу за стены школы для наблюдения различных явлений в природе, устраивать экскурсии в лес, в поле для зарисовок и др.

Помимо рисования, в план занятий кружка могут быть включены: лепка из глины или пластилина, поделка различных украшений, игрушек из картона, папье-маше, природного материала (скорлупа ореха, шишки хвойных деревьев) и различного бросового материала.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment