Предварительно учитель на двух уроках проводит подготовку детей к изучению дайной темы. Подготовка заключается в проведении упражнений, в подборе видовых (частных) понятий к родовым (общим) или родовых понятий к видовым.
В результате упражнений дети обобщат полученные ими в 1 — 2 классах знания о предметах: предметами называются и вещи, и люди, и животные и т. д.
1) Вещи:
а) мебель: стол, стул,… — это (вещи).
б) одежда: шуба, шапка…
в) посуда: кастрюля, вилка, тарелка…
г) игрушки: мяч, волчок…
д) инструменты: молоток, топор, пила…
2) Растения:
а) овощи: морковь, капуста, свёкла, репа, лук… — это (растения).
б) деревья: сосна, берёза, дуб, тополь…
в) ягоды: земляника, малина, смородина…
г) грибы: рыжик, груздь, опёнок, подосиновик…
3) Животные:
а) домашние: лошадь, корова, свинья, овца… — это (животные).
б) дикие: волк, лиса, заяц, белка…
4) Люди — отец, мать, бабушка, мальчик, офицер, пионер, рыбак. — это (люди).
5) Явления природы : ветер, гроза, туман, мороз… Всё это — предметы .
В результате этих упражнений учитель подводит детей к выводу:
Предметы — это люди, животные, растения, вещи, явления природы; это всё, что нас окружает; всё, что мы видим; всё, о чём можно спросить: кто это? что это?
Далее понятие предмета уточняется указанием, что части предметов тоже предметы: их мы видим, о них можно спросить: что это?
Части тела человека: Голова, шея, туловище…
Части тела коровы: голова, рога…
Части дерева: корень, ствол…
Части дома: стены, окна, крыша…
Части шубы: рукав, воротник…
То же следует сказать о предметах, которые являются совокупностью других предметов; местом, где находятся другие предметы; материалом, из которого состоят другие предметы. Сюда относятся, например, такие предметы и явления природы и общества:
а) поле, огород, луг, лес; река, пруд, море; вода, земля, песок, глина, железо, шерсть;
Наконец, даётся понятие об одушевлённых и неодушевлённых предметах.
Одушевлённые предметы: люди, животные. О них можно спросить: кто это?
Неодушевлённые предметы — все остальные предметы. О них можно спросить: что это?
После этой подготовительной работы учитель переходит к ознакомлению детей с понятием «Имя существительное».
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова