3 КЛАСС Тема: Имя существительное (понятие)

3 klass tema imya sushhestvitelnoe ponyatie Обучение в советской школе

Предварительно учитель на двух уроках проводит подготовку детей к изучению дайной темы. Подготовка заключается в проведении упражнений, в подборе видовых (частных) понятий к родовым (общим) или родовых понятий к видовым.

В результате упражнений дети обобщат полученные ими в 1 2 классах знания о предметах: предметами называются и вещи, и люди, и животные и т. д.

1)      Вещи:

а)      мебель: стол, стул,… — это (вещи).

б)      одежда: шуба, шапка…

в)      посуда: кастрюля, вилка, тарелка…

г)       игрушки: мяч, волчок…

д)      инструменты: молоток, топор, пила…

2)      Растения:

а)      овощи: морковь, капуста, свёкла, репа, лук… — это (растения).

б)      деревья: сосна, берёза, дуб, тополь…

в)      ягоды: земляника, малина, смородина…

г)       грибы: рыжик, груздь, опёнок, подосиновик…

3)      Животные:

а)      домашние: лошадь, корова, свинья, овца… — это (животные).

б)      дикие: волк, лиса, заяц, белка…

4)      Люди — отец, мать, бабушка, мальчик, офицер, пионер, рыбак. — это (люди).

5)      Явления природы : ветер, гроза, туман, мороз… Всё это — предметы .

В результате этих упражнений учитель подводит детей к выводу:

Предметы — это люди, животные, растения, вещи, явления природы; это всё, что нас окружает; всё, что мы видим; всё, о чём можно спросить: кто это? что это?

Далее понятие предмета уточняется указанием, что части предметов тоже предметы: их мы видим, о них можно спросить: что это?

Части тела человека: Голова, шея, туловище…

Части тела коровы: голова, рога…

Части дерева: корень, ствол…

Части дома: стены, окна, крыша…

Части шубы: рукав, воротник…

То же следует сказать о предметах, которые являются совокупностью других предметов; местом, где находятся другие предметы; материалом, из которого состоят другие предметы. Сюда относятся, например, такие предметы и явления природы и общества:

а)     поле, огород, луг, лес; река, пруд, море; вода, земля, песок, глина, железо, шерсть;

б)      фабрика, завод, колхоз, город; школа, театр, магазин, кино, почта; поезд, пароход, трамвай, трактор, комбайн.

Наконец, даётся понятие об одушевлённых и неодушевлённых предметах.

Одушевлённые предметы: люди, животные. О них можно спросить: кто это?

Неодушевлённые предметы — все остальные предметы. О них можно спросить: что это?

После этой подготовительной работы учитель переходит к ознакомлению детей с понятием «Имя существительное».

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment