Психика детей и ее развитие в процессе обучения

psihika detej i ee razvitie v proczesse obucheniya Обучение в советской школе

Знание общих закономерностей психической деятельности человека создаёт предварительную основу для определения особенностей психики детей младшего школьного возраста.

Психологическая характеристика ребёнка, уровень развития его личности определяются и тем, как обучают и воспитывают ребёнка в школе, и тем, какое влияние оказывают на него семья и окружающая среда.

Нужно весьма критически относиться к тем характеристикам психологических особенностей отдельных возрастных периодов, которые даются представителями зарубежной психологии, не учитывающими исторических изменений, происходящих в психическом облике ребёнка.

Самые поверхностные наблюдения показывают, как растёт и изменяется личность советских детей в условиях нового общественного строя, как отличается психологически содержание их сознания, направленность внимания и интересов, целеустремлённость от того, что характерно для детей, живущих и развивающихся в условиях капиталистического строя.

При общей характеристике начального школьного возраста следует иметь в виду, что этот возраст лежит между дошкольным и подростковым периодами и обнимает, таким образом, годы от 7 до 2 — 12.

Учителю начальных классов нужно знать, с чем является к нему ребёнок из семьи или детского сада, знать основные черты психологии дошкольника, поскольку у семилетки, поступившего в школу, сохраняются некоторые психические особенности дошкольного возраста.

Психология дошкольника в большой мере определяется тем, что составляет основное содержание его деятельности, — игрой.

В игре ребёнок входит в деятельное взаимоотношение с окружающим миром. Содержание игры исходит из воспроизведения деятельности взрослых, той, которую ребёнок непосредственно наблюдает или о которой он слышит в рассказах взрослых и старших детей.

В игре развивается личность ребёнка: его способность познавать предметы, с которыми он имеет дело, его чувства, воля. В так называемых сюжетных играх дети имеют определённое желание ставить себе известную цель, достигать её, а в их переживаниях, связанных с игрой, зарождаются чувства изображаемых ими лиц.

В игре развиваются у ребёнка и некоторые умения в зависимости от того, с чем ему приходится иметь дело: умение обращаться с вещами, иногда что-то строить и т. д. Кроме того, ребёнок-дошкольник получает некоторые деловые поручения от взрослых, связанные не только с «самообслуживанием» — питанием, одеванием и т. д., но и с известной помощью взрослым в бытовой жизни, что также развивает умения.

В старшем дошкольном возрасте организуемая в семье или в детском саду такая деятельность, как рисование, лепка, разучивание стихов и т. д., наряду с пробуждением эстетического чувства, также обогащает детей знаниями и умениями.

Все эти формы деятельности создают в ребёнке-дошкольнике способность и к некоторым волевым усилиям.

Педагогическое воздействие, вместе с подражанием взрослым, содействуют образованию привычек как индивидуального, так и социального характера: держать в чистоте тело и платье, в порядке — вещи, обращаться так, а не иначе со сверстниками и взрослыми, проявлять известную сдержанность в поведении.

Наблюдения за детьми-дошкольниками во время их общения с товарищами, анализ их высказываний, попытки беседы с ними, как со взрослыми, обнаруживают, что в старшем дошкольном возрасте дети имеют уже начальные формы самосознания, связанные с оценкой как собственных действий, так и поступков окружающих.

Игровая в основном жизнь ребёнка-дошкольника, естественно, требует почти беспрерывных движений, поэтому ребёнок этого возраста редко остаётся в спокойном состоянии. Оно наступает только тогда, когда ребёнок слушает сказку или рассказ или когда он рисует или строит.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment