Знание общих закономерностей психической деятельности человека создаёт предварительную основу для определения особенностей психики детей младшего школьного возраста.
Нужно весьма критически относиться к тем характеристикам психологических особенностей отдельных возрастных периодов, которые даются представителями зарубежной психологии, не учитывающими исторических изменений, происходящих в психическом облике ребёнка.
Самые поверхностные наблюдения показывают, как растёт и изменяется личность советских детей в условиях нового общественного строя, как отличается психологически содержание их сознания, направленность внимания и интересов, целеустремлённость от того, что характерно для детей, живущих и развивающихся в условиях капиталистического строя.
При общей характеристике начального школьного возраста следует иметь в виду, что этот возраст лежит между дошкольным и подростковым периодами и обнимает, таким образом, годы от 7 до 2 — 12.
Учителю начальных классов нужно знать, с чем является к нему ребёнок из семьи или детского сада, знать основные черты психологии дошкольника, поскольку у семилетки, поступившего в школу, сохраняются некоторые психические особенности дошкольного возраста.
Психология дошкольника в большой мере определяется тем, что составляет основное содержание его деятельности, — игрой.
В игре ребёнок входит в деятельное взаимоотношение с окружающим миром. Содержание игры исходит из воспроизведения деятельности взрослых, той, которую ребёнок непосредственно наблюдает или о которой он слышит в рассказах взрослых и старших детей.
В игре развивается личность ребёнка: его способность познавать предметы, с которыми он имеет дело, его чувства, воля. В так называемых сюжетных играх дети имеют определённое желание ставить себе известную цель, достигать её, а в их переживаниях, связанных с игрой, зарождаются чувства изображаемых ими лиц.
В старшем дошкольном возрасте организуемая в семье или в детском саду такая деятельность, как рисование, лепка, разучивание стихов и т. д., наряду с пробуждением эстетического чувства, также обогащает детей знаниями и умениями.
Все эти формы деятельности создают в ребёнке-дошкольнике способность и к некоторым волевым усилиям.
Педагогическое воздействие, вместе с подражанием взрослым, содействуют образованию привычек как индивидуального, так и социального характера: держать в чистоте тело и платье, в порядке — вещи, обращаться так, а не иначе со сверстниками и взрослыми, проявлять известную сдержанность в поведении.
Наблюдения за детьми-дошкольниками во время их общения с товарищами, анализ их высказываний, попытки беседы с ними, как со взрослыми, обнаруживают, что в старшем дошкольном возрасте дети имеют уже начальные формы самосознания, связанные с оценкой как собственных действий, так и поступков окружающих.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова