Тема. Предложение.
Цель. Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.
Оборудование . Схемы предложений.
Ход занятия .
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам рассмотреть схемы и составить по ним предложения из двух слов. Поставить вопрос к каждому слову впредложении.
II. Работа над интонационной законченностью предложения.
Логопед . Как вы узнаете, когда предложение закончилось? Значит, что вам помогает? За чем надо внимательно следить? Что вы поставите в конце предложения? Что обозначает точка в конце предложения?
Логопед дает задания ученикам:
1) Прослушайте предложение. Начертите его схему. (Логопед читает по одному предложению, ученики чертят в тетрадях схему.)
Надвинулись тучи. Солнце скрылось. Подул ветер. Сверкнула молния. Загремел гром. Дождь начался.
2) Сосчитайте: сколько у вас получилось предложений? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих действие? (7, 3, 4, 5-е.) Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих предмет? (2, 6-е.) Что помогло вам определить количество предложений? (Точка в конце предложения.)
III. Графический диктант.
Логопед диктует предложения. Ученики чертят схемы предложений в тетрадях. Работа проверяется после написания всего текста. Трава желтеет. Опадают листья. Дует ветер. Идет дождь.
Логопед . О каком времени года говорится? Как вы догадались, что это осень? Сколько предложений в рассказе? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих действия предмета? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих предмет?
IV. Итог занятия.
Логопед . Чему вы сегодня учились на занятии?