Работа над новым материалом.
На доске нарисованы или выставлены на наборном полотне монеты 10 рублей, 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль. Учитель задает вопросы: Какие две монеты мама дала Лене, если у нее оказалось всего 13 рублей. (15 рублей и т.п.)?
Используя карточки с числами 0, 1, 2, …, 9, 10, 20, …, 90, дети под руководством учителя решают с пояснением примеры вида 20 + 4, 24 — 4, 24 — 20. Затем показывают двузначные числа и их десятичный состав (32 = 30 + 2). Для закрепления выполняют упражнение из учебника (в верхней части страницы 57).
Работа над пройденным материалом.
1. Подготовка к введению выражений со скобками. Устные упражнения. Учитель читает примеры и показывает карточки с записью соответствующих чисел или выражений, дети показывают (или записывают) ответы: Найдите сумму чисел 5 и 4 и прибавьте ее к 8. Найдите разность чисел 17 и 7 и вычтите ее из 15 (и вычтите из нее 8). И т.д.
2. Сравнение величин (упражнение 4) выполнить устно под руководством учителя. В случае затруднений можно использовать сантиметровую ленту.
3. Закрепление знания таблицы сложения. В ходе устной фронтальной работы можно провести игру «Занимательные рамки», Для этого полезно заранее выполнить на доске соответствующие рисунки. Работа может быть проведена в форме эстафеты.
Решение и сравнение задач проводится аналогично тому, как это делалось на предыдущем уроке. Для устного решения полезно включить такие задачи: 1) В первом конверте 7 открыток, во втором 5 (показать конверты). Сколько всего открыток в этих двух конвертах? 2) В этих двух конвертах 12 открыток, а в первом конверте 7. Сколько открыток во втором конверте? Как узнать, не пересчитывая? 3) В конверте было 13 открыток, 6 взяли. Что можно узнать? 4) В конверте были открытки. Когда взяли 6, осталось 7 открыток. Что теперь можно узнать? Каким действием? 5) В другом конверте было 11 открыток, несколько открыток взяли, осталось 5 открыток. Сколько открыток взяли?
Для самостоятельной работы предложить упражнения 2 и 3. Затем выполнить упражнение 1, а при его проверке повторить прием перестановки слагаемых.