Работа над новым материалом.
Для подготовки к восприятию нового материала провести упражнения вида: Записать и найти сумму чисел: 5 и 8, 10 и 7, 3 и 6. Записать и найти разность чисел 10 и 7, 3 и 5. При проверке напомнить, что из меньшего числа нельзя вычесть большее. Далее задания усложняются. Из числа 5 вычесть сумму чисел 2 и 1. На наборном полотне выставляют отдельные карточки с записью числа 5 и знака «—» и карточку, на которой записано 2 + 1.
Учитель пишет на доске под диктовку детей: 5 — Как показать без карточки, что из числа 5 надо вычесть сумму чисел 2 и 1? Для этого в записи используют специальный знак — скобки. Запись на доске: 5 — (2 + 1). Прочтите еще раз, что мы записали. Из числа 5 вычесть сумму чисел 2 и 1. Скобки показывают, что сначала нужно найти сумму чисел 2 и 1, а потом вычесть ее из числа 5. Еще раз прочитаем запись на доске.
Затем выполняют задание: К разности чисел 5 и 2 прибавить 1. Учитель выставляет на наборном полотне карточку, на которой записано 5 — 2, и отдельные карточки с записью знака «+» и числа 1. Запишем этот пример. Как записать разность чисел 5 и 2? Учитель под диктовку детей пишет на доске 5 — 2. Какое число надо прибавить к разности? (Число 1) Как показать, что число 1 надо прибавить к разности? С помощью скобок. Запишем на доске: (5 — 2) + 1. Прочитайте, что мы записали. К разности чисел 5 и 2 прибавить 1.
Таким образом, на доске одно под другим будут записаны два выражения:
5 — (2 + 1)
(5 — 2) + 1
Учитель предлагает сравнить эти примеры, сказать, чем они похожи и чем отличаются. Одни и те же числа, и знаки действий одинаковые, но скобки расставлены по-разному. В первом примере надо из числа вычесть сумму двух чисел, а во втором надо к разности чисел прибавить число.
Давайте решим эти примеры, — говорит учитель. — Сколько получится, если из числа 5 вычесть сумму чисел 2 и 1? Как решили? Вычислили сумму чисел 2 и 1, она равна 3, из 5 вычли 3, получилось 2. Сколько получится, если к разности чисел 5 и 2 прибавить 1? Как решили? Нашли разность чисел 5 и 2 — это 3, к 3 прибавить 1, получилось 4.
Учитель заканчивает записи на доске:
5 — (2 + 1) = 2
(5 — 2) + 1 = 4
Необходимо выяснить, почему получили разные результаты. Действия выполняли в разном порядке. Какое действие в каждом примере выполняли первым? То, которое заключено в скобки.
Далее дети самостоятельно читают записанные в учебнике примеры, объясняют, чем они похожи, чем отличаются, какие знаки использованы в записи этих примеров, указывают, какое действие в каждом примере выполнялось первым.
Подводя итог, учитель обращает внимание на то, что в каждом примере было два действия, и спрашивает: Какое действие каждый раз выполняли первым? То действие, которое записано в скобках. Дети читают правило, данное в учебнике, и записывают разобранные примеры в тетради по данному в учебнике образцу.
Для первичного закрепления под руководством учителя выполнить упражнение 1 (I столбик). Учитель помогает детям правильно прочитать выражения и найти их значения, задает вопросы: Какое действие нужно выполнить первым? Почему?
В случае затруднения полезно прочитать правило еще раз.
Запись примеров из упражнения 2 учитель заготавливает заранее на доске. Открыв ее, он говорит: У меня были записаны и решены примеры со скобками, но проказница-обезьянка (выставляет игрушку, которую в подобных случаях можно использовать и на других уроках) стерла скобки. Давайте восстановим их, чтобы записи были верными.
Работа проходит устно. Дети последовательно перебирают варианты расстановки скобок и вычисляют результат. Если ответ совпадает с записанным, то скобки расставлены верно.
Упражнение можно провести в виде игры «Кто быстрее?». Каждый участник выполняет расстановку скобок на доске в одном из записанных примеров. Остальные дети выступают в роли судей.
Работа над пройденным материалом.
1. Закрепление знаний нумерации чисел в пределах 100 и устное выполнение нескольких упражнений вида: Назовите (запишите) число, в котором 1 д. 7 ед., 7 д. 1 ед., 9 д. 0 ед.; назовите числа, которые можно записать цифрами 3 и 6, 2 и 0, 9 и 2 и тому подобное. Назовите число, которое при счете называют перед числом 90, после числа 19.
Сколько сантиметров в 1 дм? 9 дм? Сколько дециметров составляют 50 см? Сколько сантиметров составляют 2 дм 3 см?»
2. Подготовка к введению составных задач — устное решение задачи с двумя вопросами, задачи с недостающими данными. Например:
1) В школьном живом уголке маленькие черепашки и 2 большие. Сколько всего черепах в живом уголке? разбор этой задачи можно провести так:
Можем мы ответить на вопрос задачи? Почему не можем? Дополните условие и решите задачу.
2) Дети вырезали для елки 8 белых снежинок, а голубых на 2 больше. Сколько голубых снежинок вырезали дети? Сколько всего снежинок они вырезали?
3. Если останется время, устно решить примеры из упражнения 5 (I и III столбики).
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 3 и 4. Решение примеров II и III столбиков упражнения 1 с записью в тетради (по вариантам: I вариант — II столбик, II вариант — III столбик). Выполнение примеров последнего столбика из упражнения 5 связано с повторением таблицы сложения и вычитания в пределах 20. Полезно обратить внимание учеников на то, что, если в записи примеров скобок нет, действия выполняются в том порядке, как они записаны — слева направо.