Сочинение по наблюдениям. Тема : «Наступление зимы»

sochinenie po nablyudeniyam tema nastuplenie zimy Обучение в советской школе

Ход 1-го урока.

Подготовка к сочинению.

Предполагая написать с детьми сочинение на тему «Наступление зимы», учитель заранее организует их наблюдения за явлениями природы в период перехода от осени к зиме (ноябрь — декабрь).

Раза два за это время — в начале ноября и примерно в начале декабря — учитель проводит беседу о том, что дети наблюдали. Дети рассказывают о том, что солнце греет всё меньше и меньше, наступают холода, морозы, выпадает снег, реки замерзают. Рассказывают о растительности, о жизни птиц, зверей, домашних животных. Говорят о том, как изменилась жизнь людей зимой, о своих зимних занятиях и развлечениях.

Одновременно учитель читает с детьми стихотворения «Зима», «Зимнее утро», отрывки из рассказов «Зимовье на Студёной», «Ванька».

Разбирая эти произведения, учитель обращает внимание детей на художественные описания зимы, выделяет художественные выражения, которые употребляет тот или другой автор при описании зимней природы: «Весёлый мелькает, вьётся первый снег», «идёт волшебница-зима», «пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов». «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов» и т. д.

Художественные выражения осмысливаются. Стихотворения и прозаические отрывки заучиваются наизусть.

Так дети накапливают представления о зимней природе, речь их обогащается словами и выражениями, которые неразрывно связываются с их представлениями о зиме, полученными в результате наблюдений.

Сочинения лучше всего провести в тот день, когда первый раз выпадет большой снег и дети придут в школу, полные живых и ярких впечатлений о зиме.

На 2 -м уроке дети пишут сочинение.

Сочинению предшествует небольшая беседа.

Учитель спрашивает детей, что нового видели они сегодня в природе (выпал снег), и предлагает рассказать, как изменилось всё кругом.

Дети дают описания природы, дополняя наблюдения друг друга. Учитель побуждает их подбирать более яркие, точные слова для выражения своих мыслей. Он спрашивает детей, какие чувства они испытывали сегодня, идя в школу, при виде снега. Какие радости, развлечения, игры ждут их зимой? Что они знают о зиме? и т. д.

В заключение этой беседы учитель предлагает детям написать сочинение на тему «Наступление зимы» и устанавливает вместе с ними в общем основное содержание и последовательный ход мыслей в сочинении, например: «Природа зимой; зимние занятия и игры» и т. д., предлагает выразить в конце сочинения своё отношение к зиме.

Подробный план сочинения не составляется и не записывается.

Беседа должна быть сжатой. Большая часть урока отводится для письма сочинения.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment