Воспитание сознательной дисциплины и навыков. культурного поведения в начальных классах

vospitanie soznatelnoj disczipliny i navykov kulturnogo povedeniya v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Социалистическая дисциплина как проявление новых общественных связей, вытекающих из особенностей социалистического общества, заключается в соблюдении установленных норм поведения, основанных на коммунистическом отношении к труду, общественной собственности, в соблюдении правил социалистического общежития.

В исторической речи на 3 съезде комсомола Ленин следующим образом определил значение и характер новой дисциплины:

«На место старой муштры, которая проводилась в буржуазном обществе вопреки воле большинства, мы ставим сознательную дисциплину рабочих и крестьян, которые соединяют с ненавистью к старому обществу решимость, уменье и готовность объединить и организовать силы для этой борьбы, чтобы из воли миллионов и сотен миллионов разрозненных, раздробленных, разбросанных на протяжении громадной страны создать единую волю, ибо без этой единой воли мы будем разбиты неминуемо. Без этого сплочения, без этой сознательной дисциплины рабочих и крестьян наше дело безнадежно» .

Говоря о дисциплине нового общественного строя, великий вождь социалистической революции подчёркивает прежде всего её сознательность, единство воли, сплочённость коллектива строителей социализма в борьбе против эксплоататорского общества.

В основе сознательной дисциплины трудящихся лежит единство и ясность цели, заключающейся в строительстве нового общества.

Ленин противопоставляет сознательную социалистическую дисциплину рабочих и крестьян дисциплине буржуазного общества, дисциплине угнетения и закабаления трудящихся.

Сознательная дисциплина — это «дисциплина доверия и организованности», «дисциплина товарищества, дисциплина всяческого уважения, дисциплина самостоятельности и инициативы в борьбе» (Ленин).

Вместе с этим Ленин подчёркивал и другую сторону новой дисциплины — подчинение каждого члена коллектива воле большинства, требованиям социалистического государства.

Социалистическая дисциплина есть трудовая, железная дисциплина. Она «не исключает, а предполагает сознательность и добровольность подчинения, ибо только сознательная дисциплина может быть действительно железной дисциплиной» (подчёркнуто нами. Ред.) .

Сознательная трудовая дисциплина предполагает строгую ответственность каждого трудящегося за выполняемый труд и своё поведение.

Поскольку сознательность является важнейшим принципом дисциплины трудящихся, убеждение есть главное орудие в борьбе за социалистическую дисциплину. Агитация и пропаганда, социалистическое соревнование, вся система идейного общественного воспитания направлены на формирование у трудящихся новой дисциплины.

Признавая убеждение основным орудием воспитания новой общественной дисциплины, Ленин и Сталин указывали, что в необходимых случаях следует применять и принуждение по отношению к лицам, не поддающимся убеждению и нарушающим требования трудовой дисциплины.

Ленин при этом подчёркивал следующее условие применения принуждения:

«…мы тогда правильно и успешно применяли принуждение, когда умели сначала подвести под него базу убеждения» .

Дисциплинированность является одной из важнейших черт, характеризующих моральный облик советского человека.

Статья 130 Конституции СССР указывает, что «исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития» — обязанность советского гражданина.

Советская школа есть органическая часть советского общества, неразрывно связанная со всей жизнью народа. Поэтому дисциплина советской школы отражает характер социалистической общественной дисциплины, существующей в СССР.

Осуществляя задачу подготовки из учащихся будущих участников социалистического производства, активных и сознательных строителей коммунистического общества, школа воспитывает детей в духе требований социалистической общественной дисциплины.

Школьная дисциплина — необходимая предпосылка успешного обучения и воспитания и вместе с тем важнейшая часть коммунистического воспитания учащихся; она предполагает воспитание соответствующих убеждений, нравственных привычек, определяющих дисциплинированное поведение ученика как в период его обучения в школе, так и в последующей сознательной жизни и деятельности.

В противовес бессмысленной муштре старой школы, механическому приучению детей к послушанию советская школа осуществляет принцип сознательной социалистической дисциплины, основанной на внутренней убеждённости детей в необходимости норм и правил организованного поведения. Вполне понятно, что осуществление принципа сознательности дисциплины требует от школы и педагогов большой воспитательной работы.

Вместе с тем дисциплина советской школы должна быть твёрдой, сопровождаться безоговорочным подчинением учащихся учителю, что отнюдь не противоречит сознательному характеру школьной дисциплины. Так же, как и советская общественная дисциплина, дисциплина учащихся школы должна выражаться в активном стремлении ученика как можно лучше выполнять требования, приказания, распоряжения, в стремлении к организованной работе, к выполнению своего долга по личной инициативе .

В чём же состоит дисциплинированность ученика советской школы?

Сознательная дисциплина учащихся советской школы выражается прежде всего в понимании ими значения дисциплины как необходимого условия для успешного обучения и в выполнении норм и правил социалистического отношения к учебному труду, к общественно-полезной работе, физическому труду в семье и т. д.

Сознательная дисциплина выражается в понимании детьми необходимости подчинять личные интересы интересам коллектива, в осмысленном и безоговорочном соблюдении таких важнейших норм и правил социалистического общежития, как уважение к родителям и старшим, вежливое отношение к товарищам, забота о младших, бережное отношение к школьному и общественному имуществу, культурное поведение в общественных местах.

Сознательная дисциплинированность учащегося проявляется и в том, что он всегда добросовестно выполняет возложенные на него обязанности, даже и при отсутствии непосредственного контроля.

Дисциплинированный ученик не только сам соблюдает требования школьной дисциплины, но решительно борется с недисциплинированностью товарищей.

Основные нормы дисциплины учащихся сформулированы в «Правилах для учащихся», введённых приказом Народного комиссариата просвещения РСФСР от 5 августа 1943 г.

В соответствии с этими правилами советский школьник обязан:

«1. Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы советской родине.

2.     Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе.

3.     Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей.

4.     Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить все необходимое для урока.

5.               Являться в школу чистым, причёсанным и опрятно одетым.

6.               Содержать в чистоте и порядке своё место в классе.

7.     Немедленно после звонка входить в класс и занимать своё место. Входить в класс и выходить из класса во время урока только с разрешения учителя.

8.     Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь; внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не разговаривать и не заниматься посторонними делами.

9.     При входе в класс учителя, директора школы и при выходе из класса приветствовать их, вставая с места.

10.   При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. При желании ответить или задать учителю вопрос поднимать руку.

11.   Точно записывать в дневник или в особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку, и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому.

12.   Быть почтительным с директором школы и учителем. При встрече на улице с учителями и директором своей школы приветствовать их вежливым поклоном; при этом мальчикам снимать головные уборы.

13.   Быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улицах и в общественных местах.

14.   Не употреблять бранных и грубых выражений, не курить. Не играть в игры на деньги и вещи.

15.   Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей.

16.   Быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь.

17.   Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сёстрах.

18.   Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель.

19.   Иметь при себе ученический билет, бережно его хранить, не передавать другим и предъявлять по требованию директора и учителей школы.

20.   Дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной.

За нарушение правил учащийся подлежит наказанию, вплоть до исключения из школы».

Эти правила являются законом жизни школьника. Разъяснение их и повседневное приучение к их выполнению должно быть положено в основу воспитания сознательной дисциплины учащихся начальной школы.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment