Работа над новым материалом.
В качестве подготовки дети устно решают задачи, предлагаемые учителем:
Мальчик сделал 3 бумажных кораблика, а потом еще 1. Сколько всего корабликов сделал мальчик?
Краткая запись на доске:
Сделал — 3 к. и еще 1 к.
Сколько всего…?
Учитель просит повторить задачу. Ученик: Мы знаем, что мальчик сделал 3 кораблика и еще 1. Учитель выставляет на наборном полотне карточки с цифрами 3 и 1. Нам нужно узнать, сколько всего корабликов сделал мальчик. Далее выясняют, каким действием решается задача. Дети записывают решение, используя карточки: 3 + 1 = 4.
Давайте продолжим задачу про этого мальчика. У мальчика было всего… Сколько всего у него было корабликов — мы только что узнали? (4)
Итак, у мальчика было 4 кораблика, 2 кораблика он подарил другу. Сколько корабликов у него осталось?
Краткая запись на доске, выполненная учителем (записать под первой краткой записью):
Было …
Подарил — 2 к. Сколько осталось?
Задача решается коллективно, запись решения выкладывается на наборном полотне. Учитель выставляет карточки 4 и 2, дети дополняют запись: 4 — 2 = 2.
Посмотрим, как из этих двух задач можно составить одну.
Учитель обводит на доске две строки «Сколько всего…?» и «Было…» в кратких записях задач и зачеркивает их.
Таким образом, на доске остается запись:
Сделал — 3 к. и еще 1 к.
Подарил — 2 к.
Сколько осталось?
Прочитайте новую задачу. Мальчик сделал 3 кораблика и еще 1. 2 кораблика он подарил. Сколько корабликов у него осталось? Учитель объясняет детям, что новая задача, которую они составили, отличается от тех задач, которые они решали до сих пор, тем, что она решается двумя действиями. Ее решение записано на наборном полотне (3 + 1 = 4 4 — 2 = 2). Что мы узнавали первым действием? Сколько всего корабликов сделал мальчик. Сколько же корабликов сделал мальчик? Учитель показывает указкой на ответ в первом примере. (4) Что мы узнали вторым действием? Сколько корабликов осталось у мальчика. Сколько же корабликов у него осталось? 4 — 2 = 2. Осталось 2 кораблика.
Можно решение этой задачи записать и одним примером. Что мы узнаем сначала? Каким действием? Запишем: 3 + 1. Это действие мы выполнили первым, поставим скобки: (3+ 1). Что дальше мы узнаем? Каким действием? Из суммы чисел 3 и 1 вычли число 2. Запись: (3 + 1) — 2. Далее дети проводят вычисления и говорят ответ на вопрос задачи. Запись: (3 + 1) — 2 = 2. Ответ: 2 кораблика.
Задачу из учебника (про вагоны) можно иллюстрировать следующим образом: В товарном составе было 12 вагонов. Учитель рисует вместо каждого вагона квадрат. На станции «Сосновка» 2 вагона отцепили, зачеркивает 2 квадрата. На станции «Луговая» прицепили еще 8 вагонов, пририсовывает еще 8 квадратов, заштриховывает их. Сколько вагонов стало в этом составе?
При повторении задачи учитель записывает ее на доске кратко:
Было — 12 в.
Отцепили — 2 в.
Прицепили — 8 в.
Сколько стало…?
Сколько вагонов было в поезде? Что сделали на станции «Сосновка»? Что значит отцепили? (Убрали) Сколько вагонов осталось после этого? Каким действием узнаем?
Запись: 12 — 2. Это действие надо выполнить первым, поставим скобки. Сколько вагонов пришло на станцию «Луговая»? Сколько вагонов прицепили на станции «Луговая»? (8) Что значит прицепили? (Добавили) Сколько стало вагонов? Каким действием узнаем? Запись дополняется: (12 — 2) + 8.
Что такое 12 — 2? Столько вагонов стало, когда отцепили 2 вагона на станции «Сосновка». Что такое 8? Столько вагонов прицепили на станции «Луговая».
Дети выполняют действия и дают ответ на вопрос задачи. Запись: (12 — 2) + 8 = 18. Ответ: 18 вагонов.
Работа над пройденным материалом.
1. Необходимо еще раз повторить вопросы, связанные с нумерацией чисел в пределах 100.
Записать (назвать) число, которое идет за данным числом, перед ним. Записать число, в котором 7 десятков 6 единиц и тому подобное. Представить число в виде суммы десятков и единиц.
2. Сравнение чисел (упражнение 2) выполняют устно.
3. Упражнение 3 выполнить устно.
Для самостоятельной работы можно предложить упражнение 4 (по вариантам: I вариант — первая строка, II вариант — вторая).
После устного разбора дети самостоятельно записывают решение в тетради.