- Задание 1. Рассмотрите картинки. Расскажите о внешнем виде собаки.
- Задание 2. Рассмотрите картинку. Расскажите, какая береза.
- Задание 3. Нарисуйте клен. Расскажите, какой клен.
- Задание 4. Расскажите, как выглядят бабочка, стрекоза, жук. Нарисуйте их.
- Задание 5. Прослушайте рассказы. Перескажите их по картинкам.
- Задание 6. Составьте рассказ «Осень» по плану.
- Задание 7. Рассмотрите картинки. Составьте рассказ (Картинки подбирает логопед.)
- Задание 8. Рассмотрите картинки. Составьте рассказ по этим картинкам, придумайте название.
- Задание 9. Рассмотрите картинки, назовите их. Составьте рассказ по этим картинкам, придумайте название.
- Задание 10. Прослушайте рассказ «Мурка». Составьте план к рассказу. Придумайте и назовите подходящие к плану картинки. Перескажите рассказ по плану и воображаемым картинкам.
- Задание 11. Самостоятельно придумайте рассказ из трех частей про курицу-хохлатку.
- Задание 12. Прослушайте рассказ. Дайте ему название. Составьте план рассказа и перескажите его по плану.
- Задание 13. Прослушайте рассказы. Подумайте, что больше поможет вам при пересказе этих рассказов: слова, обозначающие действия, картинки или план рассказа.
Задание 1. Рассмотрите картинки. Расскажите о внешнем виде собаки.
(Логопед выставляет на доску картинки, изображающие собаку и отдельные части собаки: хвост, уши, глаза и т. п. Учащиеся, пользуясь изображением частей собаки, дают ее описание. Например: собака черная, уши белые, хвост белый, глаза большие, карие и т. д.
Аналогично учащиеся описывают внешний вид кошки, лошади, петуха. После составленных рассказов можно предложить учащимся нарисовать то или иное животное и по своим картинкам рассказать маме о животном.)
Задание 2. Рассмотрите картинку. Расскажите, какая береза.
(На доску выставляются картинки, изображающие части березы (ствол, ветки, листья), и картинка, изображающая березу целиком.
Беседа строится так же, как в задании 1. Работа строится аналогично.)
Задание 3. Нарисуйте клен. Расскажите, какой клен.
Задание 4. Расскажите, как выглядят бабочка, стрекоза, жук. Нарисуйте их.
(Рассказы-описания дополняются другими учениками. Лучшие рассказы логопед записывает в специальную тетрадь, прилагает к ним рисунки учащихся.) Игра «Четыре дорожки».
Цель игры: тренировать учащихся в связном описании времен года.
Оборудование. Четыре сюжетные картинки, изображающие зиму, весну, лето, осень; предметные картинки, соответствующие временам года; четыре цветные полоски — белая, голубая, зеленая, желтая, соответствующие фону сюжетных картинок.
Первый вариант игры.
Ход игры.
Логопед читает рассказ и предлагает ученикам выбрать себе любую «дорожку» (цветную полоску) и «отправиться в путешествие».
Логопед. Догадайтесь, в какое время года приедет вас дорожка.
Учащимся дается задание: пойти по своей «дорожке», быть очень внимательным, все замечать и запоминать.
Учащиеся отбирают картинки, подходящие к их времени года, расставляют их в последовательности рассказа и, следуя по своей «дорожке» и опираясь на ряд предметных картинок, дают описание определенного времени года. Дети, не получившие «дорожек», в процессе работы дополняют и исправляют ответы товарищей.
Перечень картинок к первому рассказу: небо, солнце, ветер, снег, ручейки, почки, грачи, скворцы, жаворонки.
Весна.
Весной небо голубое, чистое. Солнышко светит ярко. Дует теплый ласковый ветерок. Журчат веселые ручейки. На деревьях набухают почки. Возвращаются из теплых стран грачи, скворцы и жаворонки.
Перечень картинок ко второму рассказу: небо, солнце, луг, деревья, розы, гладиолусы, маргаритки, лес, земляника, черника.
Лето.
Летом небо ясное, высокое. Солнышко поднимается высоко. Луга покрыты цветным ковром. Деревья одеты зеленой листвой. Цветут розы, гладиолусы, маргаритки. В лесу созрели земляника и черника.
Перечень картинок к третьему рассказу: небо, солнце, тучи, ветер, дождь, трава, деревья, кусты, астры, ноготки, георгины, грибы, клюква.
Осень.
Осенью небо хмурое, серое, облачное. Солнышко редко показывается. Дуют ветры. Часто идут дожди. Вянет и желтеет трава. Деревья и кусты теряют листву. Отцветают астры, ноготки, георгины. В лесу много грибов. На болоте созрела клюква.
Перечень картинок к четвертому рассказу: небо, солнце, ветер, снег, сугробы, медведь, белка, заяц, волк.
Зима.
Зимой небо низкое, хмурое. Солнце показывается редко. Дует холодный ветер. Идет снег. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Сладко спит в берлоге медведь и проспит всю зиму. Белка и зайчик сменили свои шубки. Голодно волку. Он рыщет по лесу в поисках добычи.
Второй вариант игры.
Логопед читает рассказы «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Ученик по содержанию рассказа определяет, какой из них подходит к его «дорожке». Затем дети подбирают к рассказу картинки и пересказывают свой рассказ. Логопед проверяет правильность выбранных картинок и последовательность их расположения.
Задание 5. Прослушайте рассказы. Перескажите их по картинкам.
(К каждому рассказу логопед подбирает предметные картинки и располагает их в последовательности рассказа.)
Осенняя погода.
Наступила осень. Небо стало серым. Чаще стали выпадать дожди. Ветер гнет деревья, срывая листья. Желтеет трава. Радуют глаз последние осенние цветы: настурции, астры, георгины.
Картинки: небо, дождь, ветер, деревья, листья, трава, настурции, астры, георгины.
Осень в огороде.
В огороде созрели овощи. Идет уборка капусты, картофеля, моркови. Дозревают последние помидоры. Освобождаются грядки от овощей и перекапываются под зиму.
Картинки: капуста, картофель, помидоры, грядки.
Осень в саду.
В саду созрели сливы. Идет сбор яблок. Осторожно снимают спелые душистые яблоки, стараясь не поломать веток. На будущий год на каждой веточке созреют новые плоды. Картинки: сливы, яблоки.
Осень в лесу.
Не узнать осеннего леса. Лес поредел. Последние желтые листья трепещут на ветру. Разноцветные листья устлали землю. Из-под листьев опасливо выглядывают коричневые шляпки белых грибов, красуются красноголовые подосиновики. А под березкой ищи подберезовики. Шляпки у них коричневые на тонкой длинной ножке.
Картинки: лес, листья, белые грибы, подосиновики, подберезовики.
Животные и птицы в осеннем лесу.
Умолк птичий гомон в осеннем лесу. Перелетные птицы собираются в стаи. Над лесом слышится курлыканье пролетающих журавлей. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц поменяли окраску. Белка делает запасы на зиму: собирает орехи и грибы. Медведь выбирает удобное и надежное место для берлоги.
Картинки: птицы, журавли, белка, заяц, медведь.
Задание 6. Составьте рассказ «Осень» по плану.
План.
(Логопед использует предыдущие рассказы.)
1.Осенняя погода.
2.Осень в огороде.
3.Осень в лесу.
4. Животные и птицы в осеннем лесу.
Задание 7. Рассмотрите картинки. Составьте рассказ (Картинки подбирает логопед.)
Задание 8. Рассмотрите картинки. Составьте рассказ по этим картинкам, придумайте название.
Перечень картинок, подбираемых логопедом: девочка, троллейбус, электричка, дорога в лесу, бабушка, пирожки.
Задание 9. Рассмотрите картинки, назовите их. Составьте рассказ по этим картинкам, придумайте название.
Перечень картинок, подбираемых л о г о п едом: девочка, корзинка с бутылкой молока, хлебом, огурцами, помидорами, тропинка, комбайн, комбайнер,
(Логопед просит назвать сельскохозяйственную машину и человека, который на ней работает. Затем учащиеся составляют рассказ.)
Задание 10. Прослушайте рассказ «Мурка». Составьте план к рассказу. Придумайте и назовите подходящие к плану картинки. Перескажите рассказ по плану и воображаемым картинкам.
У нас есть кошка. Ее зовут Мурка. Мурка черная, только лапки и хвостик у нее беленькие. Шерстка мягкая, пушистая. Хвост [ длинный и тоже пушистый. Глаза у Мурки желтые, как огоньки.
У Мурки пять котят. Три котенка совсем черные, а два — пестрые: черные с белыми пятнами. Лапки у всех котят беленькие, а глазки голубые. Котята пушистые, как комочки.
Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка очень большая. Всем котятам удобно и тепло.
Ночью Мурка ловит мышей, а котята сладко спят.
Задание 11. Самостоятельно придумайте рассказ из трех частей про курицу-хохлатку.
Задание 12. Прослушайте рассказ. Дайте ему название. Составьте план рассказа и перескажите его по плану.
Лена, Коля и Сережа пошли в лес за грибами. По дороге в лес была речка. Вместо мостика положена узкая дощечка. Первым стал переходить речку Сережа. Дощечка затрещала и переломилась. Сережа упал в воду. Плавать он не умел.
Лена и Коля растерялись. Коля быстро снял рубашку, а Лена — косынку и пояс. Все это они связали вместе. Бросили один конец веревки Сереже и стали тянуть.
Так дети помогли Сереже выбраться из воды.
Ответьте на вопросы:
– Как можно назвать Лену и Колю? (Хорошие друзья.)
– Как можно озаглавить рассказ? («Хорошие друзья».)
Задание 13. Прослушайте рассказы. Подумайте, что больше поможет вам при пересказе этих рассказов: слова, обозначающие действия, картинки или план рассказа.
На лугу.
Как пышно цветет и зеленеет луг. Он похож на пестрый ковер. Много здесь разных трав и цветов. Вот дикий овес золотится на солнце. Из земли выглядывают красные и белые головки мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки. Порхают над цветами разноцветные бабочки.
(М. Пришвин.)
Обвал.
Белка спала в гнезде, на ветке ели. Вдруг тяжелый ком обрушился на крышу гнезда. Белка выскочила. Ее бельчата остались в гнезде. Белка принялась раскапывать снег. Он только придавил крышу. Гнездо осталось цело. Бельчата даже не проснулись.
(По В. Бианки.)
Воробей.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. Он упал из гнезда и сидел, растопырив крылышки.
Я поспешил отозвать пса. Пес приблизился ко мне, недовольно рыча. Я погладил его, успокоил, и мы двинулись дальше.
(По И. Тургеневу.)
Заяц.
Бегал ночью зайчик по полю от волка да от хитрой лисы. Попал в ямку и сломал ножку.
Пополз он к лесу. Увидал зайчика филин и полетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайцу, дрожит от страха.
Вдруг увидел он елочку и забился в снег под ее иглы. Кружился филин над елкой, но ничего не смог сделать.
(По В. Бианки.)
Олень.
Олень бежал от преследователя. Много километров пробежал f олень. Наконец, он умерил бег и отдышался. Ему казалось, что он ушел от преследователя.
Когда олень повернул голову, он вновь увидел своего врага. И снова надо бежать. Ноги сильно устали. Израненные ноги оставляли на снегу следы крови. И вот олень, вышел на край тайги. Близко сверкал огнями поселок. Олень остановился, вскинул красивую голову. Он испуганно смотрел на огни, на шумный поселок. И вдруг олень ринулся вперед, к людям. Там он искал спасения от браконьера.
Осень.
Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.
Как ловят обезьян.
Обезьяны очень любопытны. Этим и пользуются при охоте на них. Чтобы поймать обезьянку, берут тяжелый кувшин с узким горлышком. В него насыпают немного орехов и ставят в лесу.
Любопытная обезьяна подходит к кувшину. Она смотрит, что внутри. Вот она видит в кувшине орехи. Обезьяна протягивает за ними руку. Набирает орехи в кулак. Рука, сжатая в кулак, не проходит через узкое горлышко кувшина. Но обезьяна не разжимает кулака. Ей жаль бросить орехи.
Унести кувшин она не может. Он слишком тяжелый. А вот и охотник. Он подходит к обезьяне. Но и теперь она крепко держит орехи в кулаке. За свою жадность обезьяна расплачивается свободой.
В помощь логопеду.
Пересказ с опорой на предметные картинки удобен для следующих рассказов: «На лугу», перечень картинок: луг, дикий овес, маки, колокольчики, незабудки, бабочки; «Заяц», перечень картинок: заяц, волк, лиса, ямка, филин, елочка; «Осень», перечень картинок: тучи, дождик, солнце, листья.
Пересказ с опорой на глаголы удобен для рассказа «Обвал», глаголы: спала, обрушился, выскочила, остались, принялась, раскапывать, придавил, не проснулись.
Пересказ по плану удобен для рассказов: «Воробей», план рассказа:
1. Возвращение с охоты.
2. Опасность.
3. Опасность миновала;
«Олень», план рассказа:
1. Преследование оленя.
2. Преследование продолжается.
3. Спасение у людей;
«Как ловят обезьян», план рассказа:
1. Любопытство обезьян.
2. Приманка для обезьян.
3. Обезьяна в плену.
4. Жадность губит обезьяну.
Логопед добивается самостоятельного мышления учащихся как в подборе картинок и глаголов, так и в составлении плана к рассказу. При затруднении учащихся оказывает помощь наводящими вопросами.