Учить детей краткому пересказу

uchit detej kratkomu pereskazu Коррекция устной и письменной речи

Конспект занятия

Тема. Рассказ «Откуда соль берется» Л. Мезинова.

Цель. Учить детей краткому пересказу.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Работа с рассказом.

Логопед читает рассказ «Откуда соль берется».

Жила-была на свете Солонка. Стояла она на столе, солила понемногу всякую еду: борщ, кашу, котлеты и овощи. Но вот однажды кончилась у нее соль. Рассердились на Солонку котлеты, обиделись овощи, разгневались борщ и каша.

—Надо пойти соли поискать,— сказала тогда Солонка и отправилась в путь. Только никак не могла она отыскать хотя бы щепотку соли! На деревьях соль не растет. С неба не сыплется.
Откуда ее взять?

. — А ты к самому Соленому Морю сходи,— посоветовала ей знакомая Масленка,— у него соли много! Прибежала Солонка на берег моря.

Здравствуй, Соленое Море! Дай мне сольцы немного,— сказала Солонка.

Хорошо,— ответило Соленое Море.— Я дам тебе соли. Только сначала сходи к моему братцу, могучему Насосу-Солесосу. Стоит Насос-Солесос на бережку, воду из моря перекачивает,

Ты-то мне и нужен, Насос-Солесос,— обрадовалась Солонка.— Дай мне немного соли! Забурлила вода. Перекачал великан Насос воду в маленькое озеро.

— А теперь попроси Горячее Солнышко погреть воду,— сказал Солесос.— Нагреется вода, испарится, а соль на самом дне останется! Попросила Солонка Горячее Солнышко. Превратило Солнце морскую воду в пар. А на дне озера осталась соль. Много соли, видимо-невидимо, хоть лопатой греби! Набрала Солонка соли, домой побежала.

Обрадовались котлеты, заплясали овощи в кастрюле, улыбнулись друг другу борщ и каша. А за обедом рассказала им Солонка, откуда соль берется.

Оказывается, люди соль из морской воды добывают. А помогают им могучие насосы-солесосы и горячее южное солнце. Вот как!

Логопед. Что нового вы узнали из этой сказки? Расскажем, как добывается соль, но сначала прослушайте стихи, они вам помогут составить рассказ.

Я зеленое-зеленое,

Я соленое-соленое.

У меня сокровищ много,

Хоть трудна до них дорога.

И не маленькую роль

Среди них играет соль!-

Это мощный насос,

Он зовется Солесос.

В море воду добывает

И в озера выливает.

А я моря — младший брат,

Я помочь любому рад.

Высыхаю я от солнца,

Оставляя соль на донце.

III. Составление краткого пересказа.

Логопед требует от учащихся очень коротко рассказать о процессе добывания соли. Отмечаются наиболее удачные варианты.

IV. Итог занятия.

Задание 2. Прослушайте рассказ «Карандаш», составьте план рассказа. Кратко перескажите каждую часть.

Карандаш.

У каждого школьника есть карандаш. Казалось бы, такая простая, привычная вещь, й знаешь, как не просто ее сделать. Когда-то люди писали свинцовыми палочками, которые оставляли бледный след на бумаге. Потом появился карандаш, но, чтобы его сделать, понадобился труд людей различных профессий.

Прежде всего, не всякое дерево годится на карандаш. Вот, например, сибирский кедр или красный можжевельник — у них древесина не лохматится под ножом, режется гладко, ее удобно строгать.
Графит добывают в горах, он такой же черный, как и уголь. Но одного графита мало, нужна еще хорошая глина, чтобы стерженек карандаша был прочным; нужны клей и жир, чтобы графит не рассыпался и оставлял на бумаге яркий след.

На карандашной фабрике все это проходит через умные машины, превращаясь то в порошок, то в мягкую нить, то в тонкие палочки. „ Кто только ни работал для того, чтобы получился карандаш! И уважая труд людей, надо беречь такую маленькую, простую, привычную вещь — твой карандаш!

Слова для объяснения: можжевельник, древесина, графит.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment