Конспект занятия
Тема: Работа с рассказом «Альма».
Цель. Учить детей составлять план рассказа, использовать составленный план при пересказе.
Оборудование. Предметные картинки, изображающие собаку, щенят, конуру. (Контурные и раскрашенные изображения.)
Xод занятия.
I. Организационный момент.
Логопед читает загадку:
Хвостик крючком, Ушки торчком. Возле дома лежит. Дом сторожит.
II. Работа с рассказом «Альма».
Логопед читает первый вариант рассказа «Альма».
Это собака Альма. У Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре.
Затем логопед спрашивает:
– Про кого рассказ?
– Как зовут собаку?
– Кто у Альмы?
– Где живут Альма и щенята?
– Почему рассказ назван «Альма»?
1) Пересказ рассказа по контурным картинкам.
(Картинки выставляются на наборном полотне в последовательности рассказа.)
Логопед читает второй вариант рассказа.
Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.
У Альмы щенята. Альма и щенята живут в конуре.
Логопед. Что нового вы узнали из рассказа? Расскажите, какая была Альма. (На наборное полотно выставляется картинка, где контуры собаки Альмы раскрашены.)
Логопед читает третий вариант рассказа.
Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Аль но зато зубы острые.
У Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвостик беленький, а у рыженького — рыжий.
Альма и щенята живут в конуре.
Логопед. Что нового вы узнали из рассказа? (Какие были щенята.) Расскажите, какие были щенята. (Выставляется картинка, где контуры щенят раскрашены.)
Логопед читает четвертый вариант рассказа.
Это собака Альма. Она рыжая с белыми пятнами. Ушки у Альмы остренькие, торчком, хвост пушистый. Глаза большие и добрые, но зато зубы острые.
У Альмы щенята. Один щенок, рыжий с белыми пятнами, похож на Альму, а другой весь рыжий. У пестренького щенка хвостик беленький, а у рыженького — рыжий.
Альма и щенята живут в конуре. Конура у них большая, теплая. Всем удобно.
Логопед. Что нового вы узнали из рассказа? (Какая была конура.) Расскажите, какая была конура. (Выставляется картинка с изображением раскрашенной конуры.)
Вопросы: О ком вы сначала узнали из рассказа? (О собаке Альме.)
Что вы узнали об Альме? (Какая она была.) О ком вы потом узнали? (О щенятах.) Что вы узнали о щенятах? (Какие были щенята.) Что вы узнали о конуре? (Какая у них была конура.) Сколько картинок мы выставляли? (Три картинки.) Логопед. Вспомните и назовите картинки по порядку. (Собака, щенята, конура.)
Вопросы:
– Сколько частей в рассказе?
– О ком говорится в первой части рассказа?
– О ком говорится во второй части рассказа?
– О чем говорится в третьей части рассказа?
Логопед предлагает учащимся дать название каждой части рассказа. («Альма», «Щенята», «Конура».)
Логопед. У нас получился план рассказа.
2) Пересказ рассказа «Альма» целиком по плану. Учащиеся называют первую часть рассказа, потом вторую и третью. Первый раз рассказ пересказывается цепочкой. В пересказе участвуют три ученика, затем весь рассказ пересказывает один ученик.
3) Сравнение первого и последнего вариантов рассказа. Лого пед выясняет, какой из рассказов учащимся больше понравился и почему.
III. Итог занятия.
Логопед. Чему вы сегодня научились? Что помогло вам пересказать этот рассказ?