Тема: Именительный падеж (понятие) в начальных класса

tema imenitelnyj padezh ponyatie v nachalnyh klassa Обучение в советской школе

Цель ур ока . Дать понятие об именительном падеже, его роли в речи, в предложении.

Урок проводится после того, как выяснено изменение имён существительных по падежам. В качестве образцов берутся существительные разных склонений, так как роль падежа не зависит от типа склонения.

Ход урока.

1.   Сначала повторяется, что такое имя существительное, как оно изменяется, для чего нужно изменение по падежам.

2.   Затем дети под руководством учителя составляют предложения о праздновании Октября. Учитель записывает предложения на доске:

Праздник.

Народ вышел на улицу. Солдаты маршируют. Пионеры поют. Музыканты играют.

Везде висят флаги. Дома стоят нарядные.

Знамёна. Плакаты. Самолёты.

Да здравствует наша Родина!

Дети устанавливают, что в первых четырёх предложениях предметы обозначают людей — они действуют; эти существительные отвечают на вопрос кто ? и в предложениях являются подлежащими. Это именительный падеж.

Разбираются следующие два предложения: «Везде висят флаги», «Дома стоят нарядные». Предметы-вещи находятся в каком-то состоянии (висят, стоят), существительные отвечают на вопрос что ? и служат в предложении подлежащими. Это тоже именительный падеж.

Дети читают предпоследнюю строчку текста. Здесь существительные только называют предметы. Это тоже именительный падеж.

После разбора предложений дети делают под руководством учителя вывод:

Существительные стоят в именительном падеже, когда предметы действуют или находятся в известном состоянии и когда только называются предметы.

Особо отмечается, что именительный падеж бывает в лозунгах, приветствиях, обращениях.

Ученики повторяют. В тетрадях записываются предложения.

3.   По аналогии с вышеприведёнными предложениями дети устно составляют и затем после проверки записывают предложения на какую-либо тему. В тексте должны быть представлены существительные в именительном падеже.

Тетради, с составленными детьми текстами, проверяются учителем в классе.

4.   На дом даётся задание: написать четыре предложения на какую-либо тему, например: «Лес», «Класс», «Вокзал».

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment