Работа над новым материалом.
После чтения упражнения 1 ученик иллюстрирует его у доски, вставляет в наборное полотно 5 раз по 2 квадрата, а остальные дети выполняют иллюстрацию в тетрадях, обводят по 2 клетки 5 раз. Учитель задает вопросы: Как узнать, сколько всего марок? 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10. Запишем решение. Какие слагаемые в этой сумме? Одинаковые. Сколько слагаемых? 5. Запишем решение задачи умножением. На первом месте пишут число, которое берется слагаемым. Какое это число? 2. Как обозначается умножение? Точкой. Запишем. Какое число надо записать на втором месте? 5. Что оно показывает? Сколько раз берется слагаемое 2. Сколько получится при умножении двух на 5? 10. Прочитайте по-разному эту запись. По 2 взять 5 раз, получится 10; 2 умножить на 5, получится 10.
Затем можно перейти к рассмотрению упражнения 2. Оно выполняется с комментированием: дети считают, сколько треугольников обведено каждой линией, объясняют, как узнать, сколько всего треугольников (кружков), как заменили примеры на сложение примерами на умножение. По рисункам с монетами ученики самостоятельно заменяют примеры на сложение примерами на умножение с последующей проверкой.
Полезно для обобщения дать такое указание: заменяя примеры на сложение одинаковых чисел примерами на умножение, надо посмотреть, одинаковы ли слагаемые, если да, то какое число берется слагаемым, сколько таких одинаковых слагаемых, и после этого составить пример на умножение. В дальнейшем дети должны руководствоваться этим планом. Например, при замене суммы 5 + 5 + 5 + 5 = 20 произведением ученик должен рассуждать так: Здесь слагаемые одинаковые, слагаемым берется число 5, оно берется 4 раза, пример на умножение: 5 умножить на 4, получится 20.
Работа над пройденным материалом.
1. Устные упражнения. В целях отработки вычислительных навыков в упражнения включить решение примеров вида 30 + 7, 53 + 7, 80 — 3 (можно использовать примеры из упражнения 7), провести работу с магическими квадратами.
Ученики находят суммы чисел по строкам, по столбцам и с угла на угол, убеждаются, что эти суммы равны, значит, квадраты магические.
2. Решение и составление задач. Устно решить задачу: В пруду плавали белые и серые гуси. Всего их было 30. Серых гусей было 20. Сколько было белых гусей? После решения задачи можно спросить, каких гусей было больше и на сколько больше.
Задачу из упражнения 3 ученики должны прочитать и под руководством учителя кратко записать ее, а потом решить самостоятельно.
Составление задачи поданному выражению. Упражнение 4 выполнить под руководством учителя, при этом надо сначала проанализировать данное выражение. Важно, чтобы дети заметили, что здесь к 18 прибавили число 18, увеличенное на 2, значит, можно составить задачу, похожую на задачу из упражнения 3.
3. Решение примеров. Упражнения 6 с записью столбиком, упражнения 5 и 7.