Чтение статьи „Воскресенье“ в начальных классах

chtenie stati voskresene v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Во вступительной беседе учитель сообщает детям, что 22 января, в день памяти В. И. Ленина, наш народ вспоминает событие, которое произошло 9 января 1905 г. Об этом событии рассказано в статье «Воскресенье».

Далее, учитель рассказывает детям о. той обстановке, в которой жили и боролись рабочие в царское время. В связи с этим объясняются слова сходка, помещик, пристав, околодочный; с этими словами дети должны встретиться при чтении статьи. Раскрывая затем после чтения содержание вводной части статьи, учитель останавливает внимание детей на первом её абзаце и объясняет выражения «бурные сходки», «бесправное положение». Затем объясняет выражение «свобода объединения в союзы», имеющееся во втором абзаце. В связи с содержанием третьего абзаца учитель разъясняет, что руководители так называемого «общества рабочих» — прислужники капиталистов, на самом деле боролись с рабочим движением, и в данном случае, уговаривая рабочих идти к царю с прошением, заранее знали, что рабочих ожидает расстрел. Но они хотели этим запугать рабочих и приостановить борьбу рабочих против своих хозяев — капиталистов и царского правительства.

Затем дети читают первую часть статьи. На основе беседы с учителем они объясняют такие выражения, как «бесправное положение», «свобода объединения в союзы», «общество рабочих» и т. п.

После объяснения содержания этой части статьи учитель переходит к чтению второй части, в которой описываются события 9 января 1905 г.

Для того чтобы рассказ об этих событиях произвёл впечатление на детей, учитель должен, хорошо подготовившись, выразительно прочитать детям эту часть.

Затем учитель даёт задание детям прочитать рассказ про себя и разделить его на части по плану, который заранее написан на. классной доске: 1) Шествие к царю. 2) У царского дворца. 3) Варвара ищет сына. 4) Что поняли рабочие.

После этого дети читают рассказ вслух по частям. После чтения каждой части учитель ставит вопросы. К первой части: Когда это было? Кто и куда шёл? Какое настроение было у всех? Чего они ожидали?

Вопросы ко второй части: Что приготовил царь для встречи рабочих? В кого стреляли? Из кого состояла толпа? (из безоружных рабочих, женщин и детей).

Вопросы к третьей части: Чего испугалась мать Ваньки? Что она стала делать? Где и как она искала сына, какой разговор был у неё со встречными людьми? Как она переживала весть о смерти сына?

Затем учитель даёт задание прочитать то место, где воскресенье 9 января названо «великим воскресеньем», и объяснить, почему оно так названо.

По заданию учителя дети находят и читают в рассказе и то место, где описано, как Варвара засмеялась и что она ответила на слова Ваньки, когда он спросил, будут ли стрелять. Дети находят в книге и те слова Варвары, из которых видно, что она потеряла веру и в бога и в царя. Учитель спрашивает детей: Из каких слов видно, что рабочие потеряли веру в царя? С кем боролись рабочие? С кем заодно был царь? К чему призывали рабочих большевики? Кто же был прав?

В заключительной беседе делается вывод: действительно, это было великое воскресенье потому, что рабочие перестали надеяться на царя, они поняли, что за лучшую жизнь надо бороться с оружием в руках. Вот этому событию и посвящён день 9 января. Каждый год 22 января (9 января ст. ст.) трудящиеся нашей страны вспоминают это событие и чтут память погибших.

На дом даётся задание: 1) научиться выразительно читать статью, 2) суметь рассказать её по плану, 3) суметь ответить на вопросы, данные в книге к этой статье.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment