3 КЛАСС Примерный годовой план занятий по русскому языку

3 klass primernyj godovoj plan zanyatij po russkomu yazyku Обучение в советской школе

По синтаксису в 3 классе продолжается изучение предложения: дети получают знания о связи слов в предложении, о нераспространённом и распространённом предложении, о предложении с однородными членами, об употребления запятой в предложении с однородными членами.

Важнейшее значение в этом разделе имеет тема «Связь слов в предложении». Нужно добиваться, чтобы дети усвоили, что слова в предложении связываются по смыслу; важно преодолеть их стремление связывать слова по местоположению (рядом стоящие).

По мор фологии в 3 классе изучается состав слова (корень, приставка, суффикс, окончание, сложные слова) — одна из важнейших тем программы по русскому языку в начальной школе. Начало изучению состава слова было положено во 2 классе, где дети познакомились с корнем и приставкой.

Упражнения по составу слова должны вестись непрерывно на протяжении всего учебного года. В связи с изучением состава слова должна быть продолжена работа над безударными гласными.

В 3 классе дети начинают изучение частей речи — имён существительных, прилагательных, глаголов (на основе понятий о словах, обозначающих предмет, действие и признаки предмета), знакомятся со склонением существительных и спряжением глагола в объёме, указанном программой.

В начале года следует провести повторение пройденного во 2 классе и ряд контрольных работ. На основе результатов этих работ организовать в дальнейшем систематическое повторение того, что было слабо усвоено.

В 3 классе на грамматику и правописание по учебному плану отводится 6 час. в неделю: в 1-й четверти 54 часа (9 недель), во 2-й четверти 42 часа (7 недель), в 3-й четверти 60 час. (10 недель), в 4-й четверти 36 час. (6 недель) — всего за год 192 часа.

В 1-й четверти работа по гр амматике и право писанию планируется следующим образом:

1.    Повторение пройденного во 2 классе — 12 час.: контрольный диктант и грамматический разбор (даётся с целью предварительной проверки, причём для диктанта целесообразно взять тот же текст, какой давался детям в качестве контрольного диктанта в конце прошлого учебного года); повторение пройденного (планируется на основе результатов диктанта); второй контрольный диктант на правила, изученные в прежние годы обучения и повторённые в классе; изложение (по данному плану); работа над ошибками.

2.    Предложение — 9 час.: повторение пройденного о предложении во 2 классе (2); связь слов в предложении (2); нераспространённое предложение (1); распространённое предложение (2).

Контрольная работа (грамматический разбор, составление предложений) (2).

Вся дальнейшая работа над составом слова и частями речи проводится на базе предложения: слова берутся из предложений для анализа, а затем дети сами составляют предложения разных типов с изучаемыми формами слов.

3.    Состав слова — 17 час.: повторение сведений о корне и приставке (1); понятие об окончании (2); повторение сведений о разделительном ъ после приставок (1); понятие о суффиксе (2); однокоренные слова (2); повторение безударных гласных и глухих и звонких согласных в корнях слов (2); сложные слова (4).

Контрольные работы (3): контрольный диктант и работа над ошибками; разбор слов по составу, подбор однокоренных слов.

4.    Имя существительное — 12 час.: повторение сведений о словах, обозначающих предметы (2); понятие об имени существительном, его значении и роли

в предложении (2); имена собственные; большая буква в именах собственных (3); род существительного (1): число существительного (1); падеж (3).

5.    Повторение пройденного по грамматике и контрольные работы по пройденному за 1-ю четверть — 4 часа: диктант на все пройденные в 1, 2 и 3 классах правила правописания; грамматический разбор: разбор предложения по членам; разбор имён существительных; разбор слов по составу; подбор однокоренных слов.

Необходимо иметь в виду, что усвоение правописания безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением, должно систематически вестись в продолжение всего года в связи с изучением существительных, прилагательных, глаголов на основе природоведческого, географического и исторического материала, а также на основе чтения художественных произведений.

В связи с изучением грамматики и орфографии проводятся систематические занятия по развитию речи , заключающиеся в словарной работе и упражнениях в построении предложений. Эти упражнения входят в часы, намеченные в плане работы по грамматике. При повторении пройденного во 2 классе такими упражнениями явится составление предложений по опорным словам, дополнение предложений словами, обозначающими признак предмета, упражнение в подборе слов, обозначающих действие предмета, к словам, обозначающим название предмета, а также группировка слов по их значению.

При работе над предложением даются упражнения в распространении предложений путём введения в них второстепенных членов, связанных с подлежащим, сказуемым или другими второстепенными членами, и построении предложений с второстепенными членами.

В связи с изучением состава слова проводится словарная работа, заключающаяся в подборе однокоренных слов с разными приставками, в подборе слов с одной и той же приставкой, но с разными корнями, в подборе однокоренных слов с различными суффиксами. Всё это сопровождается объяснением значения слов.

В процессе изучения имени существительного проводятся упражнения в группировке существительных по их значению (вещи, люди, животные, растения, явления природы, события), упражнения в подборе к существительным мужского, среднего и женского рода слов, обозначающих действие или состояние предмета (Мальчик шёл. Солнце светило. Травка зеленела.) Затем учащиеся упражняются в замене в предложении слов единственного числа словами множественного числа.

При обучении изложениям и сочинениям в 3 классе, наряду с классными работами, применяются и домашние письменные работы по изложению и сочинению, а в конце каждой четверти проводится одно контрольное изложение.

Распределение письменных работ по четвертям учебного года может быть примерно таким: в 1-й четверти можно провести два классных и одно домашнее изложения, одно классное и одно домашнее сочинения и одно проверочное изложение; во 2-й четверти — два классных изложения и одно домашнее; одно классное сочинение и одно контрольное изложение.

Такое же распределение работ может быть сделано в 3-й и 4-й четвертях, причём можно сократить количество изложений и увеличить количество сочинений.

В 1-й четверти на эти занятия отводится 9 час. Планируются следующие виды работ:

1.    Классное изложение с предварительной подготовкой (разбор содержания прочитанного рассказа по вопросам, объяснение слов и выражений, установление последовательности событий, составление плана; орфографический разбор). Такая работа может быть проведена 2 раза.

2.           Домашнее изложение с предварительной подготовкой в классе.

3.    Классное сочинение по картине с предварительной подготовкой (разбор содержания картины, составление плана сочинения, словарная работа; орфографический разбор некоторых слов).

4.    Классное сочинение после осенней экскурсии в поле, с подготовкой работы в классе.

5.    Контрольное изложение рассказа после двукратного чтения его учителем (без разбора и без плана).

Во 2-й четверти последовательность работ по изучению гр амматики и правописания может быть следующей:

1.    Склонение и правописание имён существительных мужского и среднего рода — 12 час.: склонение существительных мужского и среднего рода (2); правописание творительного и предложного падежей существительных мужского и среднего рода (2); закрепление правописания окончаний творительного и предложного падежей существительных мужского и среднего рода (2); правописание падежных окончаний существительных мужского и среднего рода множественного числа (2).

Повторение сведений о существительных мужского и среднего рода. Различение падежей (2).

Контрольные работы по пройденному о существительном: диктант на окончания существительных мужского и среднего рода и грамматический разбор (2).

2.    Склонение и правописание существительных женского рода на а, я — 12 час.: склонение существительных женского рода на а, я (1); правописание дательного падежа существительных женского рода (2); правописание предложного падежа (2); правописание родительного падежа (1); различение падежей, повторение правописания дательного, родительного и предложного падежей (2); контрольные работы: диктант, грамматический разбор, составление предложений с существительными женского рода на а, я (в разных падежах) (4).

3.    Повторение склонения и правописания существительных мужского, среднего и женского рода на а, я. Различение падежей — 10 час.

4.    Контрольные работы: диктанты на все пройденные правила правописания (в 1, 2, 3 классах), грамматический разбор, изложение текста, включающего слова на пройденные правила правописания — 4 часа.

В связи с продолжением работы по теме «Имя существительное» проводятся упражнения по р азвитию речи , заключающиеся в составлении предложений с существительными мужского и среднего рода единственного и множественного числа в творительном и предложном падежах, в составлении предложений с существительными женского рода единственного и множественного числа в родительном, дательном и предложном падежах. Затем один или два раза следует провести изложение текста, включающего слова на пройденные правила правописания падежных окончаний имён существительных.

На занятия по обучению изложениям и сочинениям во 2-й четверти отводятся 7 час. Планируются следующие виды работ:

1.    Изложение рассказа с предварительной подготовкой (два раза).

2.    Домашнее изложение с подготовкой его в классе.

3.    Сочинение по картине с предварительной подготовкой.

4.    Домашнее сочинение на тему из жизни детей, например: «Как мы праздновали годовщину Великого Октября» (с предварительной подготовкой в классе).

5.    Контрольное изложение.

В 3-й четверти работа по изучению гр амматики и пр авописания планируется в следующем порядке:

1.    Повторение пройденного о существительном — 4 часа.

2.    Склонение и правописание существительных женского рода на ь — 9 час.: склонение существительных женского рода на ь (2); правописание творительного падежа существительного женского рода на ь (1); правописание родительного, дательного и предложного падежей (2); правописание существительных женского рода на ь после шипящих (3); контрольная работа (1).

3.    Повторение правописания безударных окончаний имён существительных мужского, среднего и женского рода — 10 час.

4.    Контрольные работы по пройденному о существительном: диктант, грамматический разбор, определение падежей — 2 часа.

5.    Предложения с однородными членами — названиями предметов и действий: а) предложения с несколькими подлежащими и сказуемыми; б) предложения с несколькими второстепенными членами — 7 час.

6.    Имя прилагательное — 5 час.: повторение сведений о словах, обозначающих признаки предмета (1); понятие об имени прилагательном, его значении и роли в предложении (1); изменение прилагательных по числам и родам; связь имён прилагательных с существительными (2). Контрольная работа (1).

7.    Личные местоимения. — 5 час.

8.    Глагол, его значение и роль в предложении — 10 час.: повторение сведений о словах, обозначающих действия предмета (2); понятие о глаголе (1); времена глагола (3); понятие об изменении глагола по лицам (2); контрольные, работы: диктант и грамматический разбор (2).

9.    Повторение — 6 час.: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

10.   Контрольная работа: диктант, грамматический разбор — 2 часа.

В плане работы по р азвитию речи в 3-й четверти продолжается и заканчивается изучение имени существительного и в связи с этим учащимся даются упражнения в составлении предложений с существительными женского рода, оканчивающимися на мягкий знак во всех падежах и в составлении предложений с существительными женского рода (на а и я) и мужского и среднего рода в родительном, дательном и предложном падежах.

При изучении имени прилагательного следует давать упражнения в подборе разных прилагательных к одному и тому же существительному (стол — большой, деревянный, круглый, или: стол — письменный, удобный, красивый).

Затем учащиеся упражняются в группировке существительных по одному какому-либо признаку, выраженному прилагательным (белый-ая-ое снег, сахар, бумага, салфетка, соль, покрывало, полотенце), составляют предложения с сочетанием существительных и прилагательных, распространяют предложения посредством введения в них прилагательных в нужной форме. Изучая глагол, учащиеся составляют предложения с глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени, заменяют в данном тексте одно время другим.

На занятия по обучению изложениям и сочинениям отводится 10 час. Планируются следующие виды работ:

1.    Изложение с предварительной подготовкой.

2.     Повторная работа такого же типа.

3.    Домашнее изложение.

4.     Сочинение по картине с составлением плана самими детьми.

5.    Сочинение «Письмо к товарищу» (коллективная работа).

6.    Самостоятельное сочинение «Письмо к брату (бабушке и др.)».

7.   Домашняя работа на тему из жизни детей, например: «Мой хороший поступок».

8.    Контрольное изложение.

9.   Контрольное сочинение по плану, данному учителем, с разбором наиболее трудной части плана.

В 4-й четверти последовательность работы по изучению грамматики и правописания может быть следующей:

1.   Глагол (продолжение) — 18 час.: лицо и число глагола (2); спряжение глагола (изменение по временам, лицам и числам) (2); правописание окончаний 2-го лица единственного числа (2); изменение глагола прошедшего времени по числам, а в единственном числе по родам; согласование глагола в прошедшем времени с существительным в роде и числе (2); неопределённая форма глагола на ть, чь, ти (2), отрицание не при глаголах (2); повторение сведений о глаголе (3). Контрольная работа: диктант и грамматический разбор (2).

2.            Повторение всего пройденного о частях речи и составе слова — 14 час.

3.   Контрольные работы — 4 часа: диктант на пройденные правила правописания; грамматический разбор; изложение текста, включающего слова на пройденные правила правописания.

В 4-й четверти в плане работы по развитию речи продолжается изучение глагола и в связи с этим проводятся упражнения в составлении предложений с глаголами в разных лицах и числах; в замене в данном тексте глаголов 1-го лица глаголами 3-го лица и наоборот; проводятся также упражнения в составлении предложений с глаголами прошедшего временя в женском и среднем роде. Один-два раза проводится изложение текста, включающего слова на пройденные части речи и правила правописания.

На занятиях по обучению изложениям и сочинениям (7 час.) имеют место следующие виды работ:

1.   Изложение текста с изменением его формы (замена лица, от которого ведётся рассказ, другим лицом), с устной подготовкой в классе.

2.   Домашнее изложение рассказа, написанного от 1-го лица, с заменой 1-го лица 3-м, с устной подготовкой в классе.

3.   Сочинение от 1-го лица на тему из жизни детей, например: «Как я помог товарищу».

4.            Сочинение по аналогии с прочитанным.

5.   Домашнее сочинение по наблюдениям, например, на тему: «Первые весенние цветы».

6.            Контрольное изложение.

7.            Контрольное сочинение по плану, данному учителем.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment