Последовательный пересказ

posledovatelnyj pereskaz Коррекция устной и письменной речи

Задание 1. Прослушайте рассказы, ответьте на вопросы, перескажите содержание рассказа, как запомнили.

Муравей.

Муравей нашел большое зерно. Он не мог тащить его один. Муравей позвал на помощь товарищей. Вместе муравьи легко притащили зерно в муравейник.

Вопросы: Что нашел муравей? Чего не мог сделать муравей один? Кого позвал на помощь муравей? Что сделали муравьи? Всегда ли вы помогаете друг другу?

Воробей и ласточки.

Ласточка свила гнездо. Воробей увидел гнездо и занял его. Ласточка позвала на помощь своих подруг. Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда.

Вопросы: Что сделала ласточка? Что сделал воробей? Кого позвала помощь ласточка? Что сделали ласточки?

Храбрецы.

Ребята шли в школу. Вдруг выскочила собака. Она с лаем кинулась на ребят. Мальчики бросились бежать. Один Боря остался стоять на месте. Собака перестала лаять и подошла к Боре. Боря погладил ее. Потом Боря спокойно пошел в школу, а собака тихо побрела за ним.

Вопросы: Куда шли ребята? Что случилось по дороге? Как повели себя мальчики? Как повел себя Боря? Почему собака пошла за Борей? Правильно ли назван рассказ?

Задание 2. Прослушайте рассказы, ответьте на вопросы, нарисуйте картинки к рассказам.

Перескажите содержание рассказов.

Лето в лесу.

Наступило лето. На лесных полянках трава выше колен. Стрекочут кузнечики. На бугорках краснеет земляника. Цветут малина, брусника, шиповник, черника. Вылетают из гнезд птенцы. Пройдет немного времени, и появятся вкусные лесные ягоды. Скоро придут сюда дети с корзинками собирать ягоды.

Вопросы: Какое время года наступило? Какая трава на полянах? Кто стрекочет в траве? Какая ягода краснеет на бугорках? Какие ягоды еще только цветут? Что делают птенцы? Что скоро будут собирать дети в лесу?

Цыпленок. ‘

Маленькая девочка намотала шерстяные нитки на яйцо. Получился клубок. Этот клубок она положила на печку в корзинку. Прошло три недели. Вдруг послышался писк из корзинки. Пишал клубок. Девочка размотала клубок. Там был маленький цыпленок. Вопросы: Как девочка сделала клубок? Что произошло с клубком через три недели?

Лиса и рак.

(Сказка.)

Лиса предложила раку бегать наперегонки. Рак согласился. Лиса побежала, а рак уцепился за лисий хвост. Лиса добежала до места. Обернулась лиса, а рак отцепился и говорит: «А я давно тут тебя жду».

Вопросы: Что предложила лиса раку? Как перехитрил рак лису?

Сиротка.

Собаку Жучку заели волки. Остался маленький слепой щенок.

Прозвали его Сироткой. Щенка подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку, повертела хвостом и лизнула щенка в нос.

Однажды на Сиротку напала бродячая собака. Тут появилась кошка. Она схватила зубами Сиротку и метнулась к высокому пеньку. Цепляясь за кору когтями, она втащила щенка наверх и прикрыла его собой.

Вопросы: Почему щенка прозвали Сироткой? Кто воспитывал щенка? Как защищала кошка Сиротку? Кого называют сироткой?

Задание 3. Прослушайте рассказ «Гадюка», назовите последовательность действий в рассказе, перескажите его. (Логопед читает рассказ, затем выясняется смысл рассказа.)

Раз я пошел в лес. Со мной побежал Пушок. Вдруг в траве послышалось шуршание. Это была гадюка. Гадюка — ядовитая змея. Пушок кинулся на гадюку и прогнал ее.

Работа над рассказом строится аналогично работе над рассказом «Как мед-псдь сам себя напугал».

Задание 4. Прослушайте рассказы. Назовите последовательность происходящих ! действий в рассказах. Перескажите рассказы, используя слова, данные после каждо-А го рассказа.

Скворец.

В комнату вбежал кот. В зубах у кота был скворец. Коля отнял у него птичку, подлечил раненое крылышко. Потом мальчик выпустил скворца на волю.

Слова-действия: вбежал, отнял, подлечил, выпустил.

Кот Васька.

Кот Васька заметил на дереве гнездо. Он быстро полез к гнезду. Старый дрозд увидел злодея и клюнул Ваську в лоб. Испугался кот и спрыгнул.с дерева.

Слова-действия: заметил, полез, увидел, клюнул, испугался, спрыгнул.

Гроза.

Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Мелкий песок слепил глаза. Надвинулась тяжелая туча. Сверкнула молния. Грянул гром. Хлынул дождь. Птицы скрылись в гнездах. Ребята побежали к шалашу.

Слова-действия: пошли, налетел, слепил, надвинулась, сверкнула, грянул, хлынул, скрылись, побежали.

После грозы.

Черная туча скрылась за лесом. Небо прояснилось. Солнечные лучи заблестели в каплях дождя. Теплый ветерок веет в лицо. Трещат кузнечики. Поют птицы. Весело бегут ребята по мокрой траве.

Слова-действия: скрылась, прояснилось, заблестели, веет, трещат, поют, бегут.

Примечание. Если учащиеся затрудняются в выделении глаголов, которые определяют последовательность действий, происходящих в рассказе, логопед может прочитать рассказ по предложениям, требуя от учащихся назвать слово-действие, или сам называет слова-действия, предлагая учащимся восстановить текст. Следует учесть, что основная задача логопеда на данном этапе работы — научить детей самостоятельно определять последовательность действий в рассказе.

Задание 5. Прослушайте слова-действия. Составьте рассказы.

(Логопед называет все слова-действия, относящиеся к данному рассказу, давая возможность учащимся осмыслить сюжет рассказа, затем предлагает составить рассказ. При затруднении логопед называет один-два глагола, учащиеся составляют предложение, потом из предложений — рассказ и затем пересказывают рассказ целиком.)

а)

  • увидела
  • побежала
  • споткнулась
  • упала
  • заплакала
  • подошел
  • успокоил

б)

  • подарили
  • была рада
  • ухаживала
  • кормила
  • поила
  • подрос
  • выпустила

в)

  • зазвенел
  • проснулся
  • встал
  • убрал
  • умылся
  • одел
  • поел
  • пошел

г)

  • вскопала
  • посадила
  • поливала
  • полола
  • выросли
  • зацвели
  • красовались
  • гордилась
Оцените статью
Kaknauchit.ru
Добавить комментарий