Следуя опыту Липецких учителей, многие учителя для проверки и учета знаний и навыков учащихся используют все этапы урока, применяя устный индивидуальный и фронтальный опрос, целенаправленные самостоятельные работы, пояснения (комментирование), даваемые учащимися в ходе решения примеров или задач, а затем подводят итог урока и значительной части учеников выставляют так называемый поурочный балл.
Для вывода поурочного балла учитель при подготовке к уроку намечает ряд учеников (обычно 5 — 6, а иногда и больше), работу которых он предполагает оценить на этом уроке. Намеченным ученикам учитель в ходе урока уделяет большее, чем другим, внимание и оценивает на отдельном листке их ответы на вопросы, их пояснения при решении задач или примеров, выполнение домашнего задания, их работу на всех этапах урока. В конце урока учитель всем намеченным ученикам выставляет мотивированные поурочные баллы, о чем сообщает всему классу.
Например: «Синицину Мише (ученику III класса) сегодня я ставлю «4», он правильно и самостоятельно решил задачу, правильно отвечал на все вопросы, хорошо сделал пояснение к действиям, выполнил домашнее задание полностью, но в записи допустил погрешности»; или «Кротову Пете (ученику II класса) ставлю «3»: он решил устную задачу, но план формулировал с помощью наводящих вопросов других учеников; не мог объяснить, как 12 умножить на 5, хотя результат умножения назвал правильно; домашнее задание выполнил, но записи сделал небрежно».
Там, где практикуется выставление поурочного балла, дети привыкают к мысли, что за всей их работой на уроке и дома учитель зорко следит, что для получения хорошей отметки надо сделать все заданное и ответить на все вопросы без ошибок. Оценка, сделанная на основе всей работы учащихся, исключает случайный характер и является наиболее полноценной, а для всех учеников класса она служит стимулом для хорошего внимания, и трудовой дисциплины.
Однако оценка с помощью поурочного балла пригодна не для всех типов уроков; если ее целесообразно применять на уроке закрепления, повторения или тренировки, то на уроке, посвященном преимущественно объяснению нового материала, она может осложнить работу учителя.
Поурочный балл дает наибольший эффект у тех учителей, которые обладают хорошими организаторскими способностями и умением правильно распределять свое внимание: одновременно давать задания, слушать ответы, оценивать их и следить за логичностью объяснений учеников.